Судебная практика применения брачно-семейного законодательства

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 12.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи
Ведение административных дел в суде через представителей
Порядок заключения брака
Стили семейного воспитания детей


Введение:

Одним из приоритетов государственной социальной политики Республики Казахстан является обеспечение уважения прав и интересов семьи. Обеспечение соблюдения семейных прав напрямую связано с правовой защитой детей и их родителей. Под правовой защитой понимается совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних и их родителей как участников общественных отношений (права, обязанности, гарантии прав и обязанностей) и устанавливающих основы организации системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав.

Тема данной статьи посвящена судебной практике семейного права, а именно рассмотрению дел о лишении родительских прав, в том числе исков органов, осуществляющих функции опеки и попечительства, и прокуроров. Также в этом реферате будет поднят вопрос о том, кто является органом, осуществляющим функции опеки и попечительства.

В Казахстане особое внимание уделяется необходимости специальной правовой защиты несовершеннолетних.

Государственная политика в интересах детей является приоритетным направлением деятельности государственных органов и основывается на государственной поддержке семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, привлечения должностных лиц и граждан к ответственности за нарушение прав и законных интересов детей и причинение им вреда.

Несовершеннолетние относятся к числу тех, кто значительно чаще подвергается негативному воздействию общества, и поэтому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Дети нуждаются в особой защите и специальных механизмах для ее осуществления, с тем чтобы обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и всех детей.

Потребность в усиленной заботе о несовершеннолетнем определяется рядом характерных для него специфических черт: беззащитностью, беспомощностью, отсутствием жизненного опыта, уступчивостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью.

Лишение родительских прав-родителей, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по воспитанию и образованию несовершеннолетних детей, является одним из таких специальных механизмов, предусмотренных законом.

Статья 21 Закона Республики Казахстан" О правах ребенка в Республике Казахстан "гласит, что"каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей и других близких родственников, право на их уход и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам".

Статья 24 этого же закона предусматривает, что родители или иные законные представители должны создавать в пределах своих возможностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для полноценного развития ребенка. Родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о нем, поддерживать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жильем.

В соответствии со статьей 70 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" родители обязаны заботиться о здоровье своего ребенка. Родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, умственного, нравственного и духовного развития. Они должны обеспечить, чтобы ребенок получал обязательное среднее образование.

Статья 76 Кодекса Республики Казахстан "О браке( супружестве) и семье" предусматривает лишение родительских прав лиц, не выполняющих надлежащим образом свои родительские обязанности. И есть конкретные причины для лишения родительских прав.

Уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, воспитании, подготовке к общественно полезному труду, злостном уклонении от уплаты алиментов. В качестве особого случая такого уклонения рассматривается отказ забрать ребенка из родильного дома (отделения) или из других детских образовательных, медицинских или иных учреждений без уважительных причин.

Злоупотребление родительскими правами следует понимать как использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий для обучения, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкоголя или наркотиков и т. д.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в физическом или психическом насилии со стороны родителей над ними или в посягательстве на их половую неприкосновенность, но и в использовании неприемлемых методов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее достоинство обращение с детьми, жестокое обращение или эксплуатация детей).

Хронический алкоголизм или болезнь родителей, связанная со злоупотреблением наркотиками и психоактивными веществами, должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением. Лишение родительских прав на этом основании может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным.

На основании статей 75 и 79 Кодекса лица, не исполняющие родительских обязанностей в силу стечения тяжелых обстоятельств и по иным не зависящим от них причинам, таким как психические расстройства или другие хронические заболевания, не могут быть лишены родительских прав, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Хотя следует отметить, что подобные ситуации крайне редки в благополучных семьях.

Одним из важнейших и, пожалуй, наиболее сложных вопросов, которые решает суд при рассмотрении дел о лишении родительских прав, является установление виновного поведения родителя по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку.

В соответствии с пунктом 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 года № 4 "О применении судами законодательства об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей" родители могут быть лишены родительских прав судом по основаниям, предусмотренным статьей 75 Кодекса РК "О браке (супружестве) и семье", и только в случае их виновного поведения.

Под родительскими правами, в которых может быть отказано родителям, следует понимать права, предоставленные им до достижения совершеннолетия детей: на воспитание, на охрану здоровья, на получение детьми среднего образования, на представление и защиту их интересов, на истребование детей от других лиц, на согласие или отказ в согласии на передачу ребенка на усыновление, на согласие на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением сделок, указанных в пункте 2 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Казахстан, на просьбу ограничить или лишить тех же подростков возможности самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендиями, другими доходами и созданными ими объектами интеллектуальной собственности и т.д.

Решение об отмене родительских прав влечет утрату родителями не только указанных выше прав, но и иных прав, основанных на факте родства с ребенком, вытекающих как из семейных, так и из иных правоотношений, на получение алиментов, предусмотренных статьей 145 настоящего Кодекса, на пособия и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, на наследование по закону и др.

Но даже если виновное поведение родителя установлено, суд может отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав, предупредив ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив контроль за исполнением родительских обязанностей на орган, осуществляющий функции опеки и попечительства.

Пункт 14 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 28.04.2000 № 4 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" лишение родительских прав является крайней мерой, которая соответствует государственной политике.

По этой причине, не убедившись в том, что все предусмотренные законом меры по привлечению родителя к ответственности исчерпаны, нельзя лишать его родительских прав.

Так, действующее административное законодательство, а именно статья 111 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях, предусматривает привлечение родителей к административной ответственности за неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей без уважительных причин.

Анализ указанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что лишение родительских прав возможно после принятия всех предусмотренных законом мер воздействия на лиц, уклоняющихся от воспитания детей.

Если в том же судебном заседании установлено, что родитель ранее не привлекался к административной ответственности по статье 111, на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних не заслушивался, не был предупрежден о недопустимости виновного поведения, о необходимости изменения своего поведения, образа жизни и отношения к воспитанию детей, лишение его родительских прав, при недостаточности иных доказательств, не представляется возможным.

Таким образом, семейное право исходит из основополагающего принципа: лишение родительских прав возможно, но только в том случае, если в судебном заседании установлено, что до подачи иска в суд были применены все предусмотренные законом меры воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.

На практике большинство исков о лишении родительских прав удовлетворяются судом, когда в судебном заседании устанавливается виновное поведение родителя по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку и признание этого обстоятельства, согласие ответчика с иском.

Но нередко суд отказывает в удовлетворении иска, несмотря на то, что виновное поведение родителя было подтверждено в судебном заседании, но родитель изменил свое отношение к воспитанию несовершеннолетнего ребенка и хочет надлежащим образом реализовать свои родительские права.

По этой причине в целях полного выяснения обстоятельств дела и характера отношений родителей к детям иски о лишении родительских прав должны рассматриваться, как правило, с участием ответчиков в судебном заседании.

В соответствии со статьей 76 Кодекса "О браке (супружестве) и семье" споры о лишении родительских прав, в том числе указанные в настоящем разделе Лица, рассматриваются заявлениями органов или организаций, ответственных за защиту прав несовершеннолетних, в частности органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству, и по ходатайству прокурора.

При этом та же статья 76 Кодекса "О браке( супружестве) и семье" предусматривает обязательное участие в рассмотрении дел о лишении родительских прав с участием прокурора и органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству.

При буквальном толковании смысла настоящей статьи делается вывод о том, что при рассмотрении иска о лишении родительских прав, предъявленного прокурором, участие прокурора в качестве истца и в качестве прокурора, участвующего в деле в соответствии со статьей 55 ГПК РФ, является обязательным. То же самое относится и к искам, предъявляемым органами, осуществляющими функции опеки и попечительства.

Между тем существующая практика свидетельствует об ином подходе судей к рассмотрению исков о лишении родительских прав, заявленных прокурором или органом, осуществляющим функции опеки и попечительства.

Логично было бы утверждать, что прокурор, участвующий в деле, не может дать иного заключения, не согласного с требованиями по иску, поданному прокурором, поскольку фактически он является помощником прокурора, подавшего иск и участвующего в деле в качестве истца.

Однако в данном случае, исходя из принципов гражданского судопроизводства, поскольку суд при разрешении дела должен строго соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, Гражданского процессуального кодекса и иных правовых актов, если в них не предусмотрено иное, в случаях лишения родительских прав по искам, предъявленным прокурором, участие прокурора, не являющегося стороной дела и вступившего в процесс в соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса, является обязательным.

Такая ситуация возникает при подаче иска органом, осуществляющим функции по опеке и попечительству, так как из требований 76 Кодекса "О браке (супружестве) и семье" часть органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, внесена судом для участия в судебном разбирательстве на основании статьи 57 ГПК РФ в обязательном порядке.

В настоящее время существуют иски физических лиц по делам о спорах, возникающих из опеки и попечительства над несовершеннолетними в соответствии с брачным и семейным законодательством, которые подлежат рассмотрению специализированными судами по делам несовершеннолетних.

Например, Панамарева л. обратилась в суд с заявлением об отмене решения Совета опеки и попечительства при государственном учреждении "Управление образования", которым ей было отказано в установлении опеки над несовершеннолетним внуком.

Действительно, решение об отказе в установлении опеки было принято государственным органом на основании подпункта 9 пункта 9 Правил осуществления государственных функций по опеке и попечительству, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 382, в котором говорится, что уполномоченный орган образования назначает опекунов и выдает им удостоверение установленного образца.

Однако детальный анализ действующего законодательства показывает, что вопрос о назначении опекуна подлежит рассмотрению акиматом соответствующей территориальной единицы, а не "Департаментом образования". 

Так, в пункте 1 статьи 120 Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье" говорится, государство осуществляет свои функции по опеке или попечительству над несовершеннолетними через местные органы власти.

Это также предусмотрено пунктом 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан" О правах ребенка в Республике Казахстан", в котором прямо говорится, что органами опеки и попечительства являются местные исполнительные органы.

Согласно пункту 1 статьи 121 Кодекса Республики Казахстан "О браке( супружестве) и семье": опека или попечительство устанавливаются органами, осуществляющими функции опеки или попечительства.

В соответствии с подпунктом 4 статьи 1 Закона Республики Казахстан "О местном самоуправлении и самоуправлении в Республике Казахстан" местный исполнительный орган (акимат)-коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области или района, осуществляющий местное самоуправление в пределах своей компетенции на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" администрацией на основании и во исполнение Конституции Республики Казахстан, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов издаются постановления. Постановления мэрии подписываются мэром города.

Мэр издает постановления нормативного характера и распоряжения по административным, оперативным и индивидуальным вопросам. Акты акимата и (или) акима, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на всей территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Статьи 7 и 271 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривают возникновение обязательств из административных актов, порождающих гражданско-правовые последствия в силу законодательства.

В соответствии с теми же Правилами осуществления функций государства по опеке и попечительству, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 382 .

Местным исполнительным органам районов, городов областного, республиканского значения, столицы осуществлять функции государства по опеке и попечительству над несовершеннолетними уполномоченными органами образования и здравоохранения.

В свою очередь, уполномоченный орган образования в установленном законом порядке защищает права и интересы детей и с этой целью назначает опекунов или попечителей и выдает им удостоверение установленного образца.

Однако, исходя из вышеизложенного, уполномоченный орган образования и здравоохранения не является органом, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством осуществлять функции опеки и попечительства, и не может принимать решение об отказе в установлении опеки или попечительства.

Его решения не относятся к административным актам, которые в силу законодательства порождают гражданские последствия.

Заключение

Наличие различной судебной практики и толкования законов свидетельствует о необходимости уточнения действующего законодательства по вопросам, поднимаемым не только в судах, но и в других органах, в том числе и в прокуратуре.