Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий в России
Повышение конкурентоспособности российской экономики
Биржи, виды бирж и функции бирж
Фондовые биржи, виды биржевых сделок


Введение:

Изучение тем, затрагивающих проблемы повышения конкурентоспособности экономики страны, обусловлено крайней актуальностью для всех стран мирового хозяйства проблемы повышения конкурентоспособности как самих хозяйствующих субъектов, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг). Эта проблема особенно актуальна в условиях современной российской экономики, когда изменчивость и динамичность факторов внешней среды достигают наибольшей степени по сравнению с периодами стабильного состояния экономической системы. Формирование потенциальной способности хозяйствующих субъектов конкурировать и достигать эффективных результатов в этих условиях осложняется необходимостью постоянной адаптации к изменяющимся условиям.

Целью исследования является разработка теоретико-методологических подходов к обоснованию эффективного финансово-экономического механизма обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики как основы модернизации российской промышленности, определяющей повышение ее конкурентоспособности с ориентацией на внутренние источники долгосрочного роста.

Указанная цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих задач:

  • Изучить сущность научно-технического прогресса как фактора экономического роста в его взаимосвязи с такими экономическими категориями, как конкурентоспособность и другими экономическими категориями;
  • Определить содержание противоречий в реализации категории конкурентоспособности, формы их проявления и их влияние на решение проблемы экономического роста;;
  • Выяснить значение научно-технического прогресса и инноваций для современных рыночных отношений;
  • Проанализировать опыт государственного регулирования инновационных процессов в зарубежных странах;
  • Разработка критериев и показателей эффективной инновационной конкурентоспособности;
  • Исследование факторов, способствующих формированию эффективной инновационной конкурентоспособности.

Предметом исследования по научно-техническому развитию является группа проектов, ориентированных на развитие научно-технического прогресса, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России, а также методы оценки и анализа.

Информационную базу работы составляют материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных авторов, а также в периодических изданиях.

Понятие конкурентоспособности

Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации отдельных действий участников рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф. А. Хайек утверждает, что одним из главных аргументов в пользу конкуренции является то, что она позволяет обойтись без сознательного общественного контроля и дает человеку возможность самому решить, оправдывает ли потенциальная прибыльность предприятия связанные с ней неудобства и риски. Однако это не означает, что в условиях свободного рынка государство не должно вмешиваться в конкурентные процессы. В целях предупреждения недобросовестной конкуренции, а также ее подавления отдельными монополиями или их объединениями создаются пакеты законодательных актов, регулирующих эти процессы.

Конкуренция - это процесс управления конкурентными преимуществами хозяйствующего субъекта с целью достижения победы или достижения иных целей в борьбе с конкурентами для удовлетворения объективных или субъективных потребностей в рыночных условиях.

Конкурентное преимущество - это исключительная ценность, которая дает системе преимущество перед конкурентами.

Факторами конкурентного преимущества могут быть:

  • Материальные или виртуальные;
  • Внешние и внутренние;
  • Основные или второстепенные;
  • Стратегические или тактические;
  • Технические, экономические, организационные, психологические, природно-климатические;
  • Унаследованные или искусственные (приобретенные);
  • Реализованные на одной стадии жизненного цикла объекта или нескольких.

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Система обеспечения конкурентоспособности - это система, направленная на достижение конкурентоспособности управляемого объекта, основанная на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления. Главным из них является системный подход.

Системный подход - это методология изучения объектов как систем.

Система состоит из двух компонентов:

  • Внешняя среда, включающая вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;
  • Внутренняя структура, совокупность взаимосвязанных компонентов, оказывающих влияние субъекта управления на объект, обрабатывающих вход, выход и достижение целей системы.

Оценка уровня конкурентоспособности различных объектов, конкурентоспособность ориентирована на все показатели качества и ресурсоемкости работ на всех этапах жизненного цикла объектов. Конечной целью системы конкурентоспособности страны является достижение высокого уровня благосостояния населения. В системе обеспечения конкурентоспособности особое внимание уделяется стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции менеджмента.

Конкуренция является главной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкуренции, ее видимой причиной и неизбежным следствием. Успех в этой борьбе обеспечивает продукт, который обычно называют конкурентоспособным. Это должно быть целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. При этом конкурентоспособный продукт должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.

Понятие конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность товара - это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, отвечающих конкретным потребностям покупателя. Конкурентоспособным является товар, совокупность потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успешность на рынке, т. е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения на обмен других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность продукции (КТ) - это синтетический показатель, отражающий результаты многих составляющих, эффективность работы конструкторских бюро, производственная деятельность предприятий и их филиалов, работа внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках.

Понятие конкурентоспособности предприятия

Наиболее значимым исследованием 90-х годов было исследование М. Портера, профессора Гарвардской школы бизнеса, разработавшего собственную теорию конкурентных преимуществ.

М. Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм. Он приходит к выводу, что конкурентные преимущества компании как на внутреннем, так и на мировом рынках во многом зависят от факторов, сформировавшихся в стране, где базируется компания. Учитывая такие факторы, как доступность рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика государства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами. М. Е. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не дает достаточно убедительного ответа на вопрос о том, что именно определяет успех или неудачу фирмы в конкурентной борьбе.

На внутреннем рынке работают фирмы, которые в основном являются резидентами одной и той же страны и находятся примерно в тех же внешних условиях, условиях, которые существуют в этой стране. В то же время, как следует из теории систем и практического опыта, только те хозяйствующие субъекты, состояние и движение которых соответствуют состоянию и движению системы в целом, народное хозяйство страны-могут рассчитывать на выживание и процветание в долгосрочной перспективе. Это обстоятельство определяет тот факт, что основным источником конкурентоспособности фирмы является ее собственный стратегический потенциал, точнее, способность фирмы сбалансировать свои цели и потенциал с возможностями и условиями внешней среды, характерными для данной страны.

В этом заключается главная особенность и различие между международной конкуренцией и внутренней конкуренцией. На мировом рынке, как и на внутреннем рынке, конкурируют фирмы, а не страны с различным стратегическим потенциалом, который, как и на внутреннем рынке, определяет уровень конкурентоспособности фирмы. Однако, как уже говорилось выше, на формирование этого потенциала влияют условия, существующие в стране проживания фирмы, в соответствии с которыми фирма стремится реализовать свой потенциал. Однако вовсе не обязательно, чтобы эти страновые условия полностью или хотя бы в какой-то мере отвечали требованиям и условиям мирового рынка, в решающей степени определяя способность фирм этой страны успешно конкурировать на нем.

Определение научно-технического прогресса

Наиболее распространенным определением является научно-технический прогресс как исторически обусловленный процесс совершенствования средств и объектов труда, технических методов и форм организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки, процесса накопления знаний, прогрессивного количественного и качественного развития производительных сил.

Однако до сих пор существуют некоторые расхождения в понимании научно-технического прогресса, от философской трактовки процесса материализации научных знаний и обобщенного практического опыта в средствах производства и методах организации и управления, до конструктивного описания влияния научно-технического прогресса на экономику через вклад интенсивных факторов в рост национального дохода.

Определения научно-технического прогресса можно разделить на две группы:

  • Некоторые авторы понимают научно-технический прогресс как процесс совершенствования вещей или материальных процессов. Это отождествляет НТП с техническим прогрессом и сужает содержание категории;
  • Другие, исходя из того, что научно-технический прогресс является средством решения задачи дальнейшего существенного повышения эффективности общественного производства, подменяют понятие научно-технического прогресса его результатами. НТП включает в себя научный прогресс ( прогресс науки), получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления и технический прогресс (прогресс техники) и использование новых видов техники и технологий. Научно-технический прогресс начинается с того момента, когда в производстве впервые ставятся практические задачи, которые могут быть решены только научно.
  • НТП - это прогрессивное развитие науки и техники, один из главных источников экономического роста. В единстве с техникой наука становится практической силой, а НТП, главным ресурсом экономического развития.

Экономисты не имеют единого подхода к определению научно-технических достижений как самостоятельного фактора производства, то есть ресурса, который должен быть затрачен на производство продукции. Достижения НТП можно рассматривать как самостоятельный ресурс, который в совокупности с другими факторами производства, трудом, землей (природными ресурсами) и капиталом используется для создания товаров. В то же время внедрение новой технологии можно рассматривать как способ повышения эффективности использования производственных факторов.

Таким образом, научно-технический прогресс не только включает в себя две составляющие-прогресс науки и техники, но и означает их эффективное применение в производстве. Но этот подход явно еще не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть, что научно-технический прогресс охватывает не только технологию и производство, но и производительные силы в целом. Человек является главной движущей силой научно-технического прогресса.

Анализ сущности научно-технического прогресса

В экономике достаточное внимание уделяется изучению технологических изменений, опубликовано много работ по изучению различных инновационных процессов и изменений экономических пропорций, происходящих под влиянием научно-технического прогресса (далее-НТП). Изменение технологических процессов порождает многочисленные экономические проблемы, выход из которых невозможен без анализа сущности категории научно-технического прогресса, как непрерывного процесса открытия новых знаний и их применения в общественном производстве.

Характерной чертой текущего периода является ориентация на ускорение экономического развития страны. Она должна базироваться на радикальном ускорении научно-технического прогресса. Именно на основе ускорения научно-технического прогресса становится возможным сделать шаг к достижению общественно значимых целей общества. Этот вывод основан на одном из методологических принципов экономического научного наследия, согласно которому существует неразрывная связь между научно-техническим и социальным прогрессом общества, что делает очевидным невозможность рассмотрения социального прогресса вне научно-технического и экономического развития. Но изменение социальных условий жизни не является простым следствием научно-технического прогресса. Отношения здесь более сложные.

Проекты развития научно-технического потенциала России

Исходя из долгосрочных прогнозов технологического развития, необходимо определить и регулярно обновлять приоритетные направления развития прикладной и фундаментальной науки, техники и машиностроения. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачей реализации конкурентных позиций российской экономики и требований национальной безопасности, что сформирует технологический характер российской экономики, определит ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам, США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как через приоритетную поддержку фундаментальных и прикладных исследований по соответствующим направлениям, так и в рамках двух видов стратегических инновационных проектов.

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических направлениях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальной безопасности будет оказывать прогресс в области информационно-коммуникационных технологий, нанотехнологий, новых материалов и живых систем. При этом основной эффект будет достигнут на пересечении этих технологий в междисциплинарных направлениях.

Вторая группа инновационных проектов направлена на технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и освоение отдельных прорывных технологий.

Приоритетными направлениями технологического развития, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными действующими федеральными целевыми программами, являются: 

  • Развитие водородной энергетики и производство новых моторных топлив;
  • Создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, строительство высокобезопасных атомных электростанций;
  • Разработка новых конкурентоспособных электростанций (турбин, генераторов и др.) и эффективные системы для передачи постоянного тока на большие расстояния;
  • Разработка специального оборудования, способного работать в Арктике и в экстремальных условиях;
  • Создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных), а также ракетно-космической техники;
  • Разработка новых технологий обработки металлов давлением;
  • Развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;
  • Разработка программного обеспечения и инжиниринговых услуг.

Отдельной задачей инновационной политики должно стать приоритетное развитие технологических направлений, имеющих решающее значение с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности.

Для этого вам нужно:

  • Выделение важнейших технологий обеспечения национальной безопасности и обороноспособности в отдельный раздел долгосрочного научно-технического прогноза с целью организации мониторинга и прогнозирования ситуации (как внутренней, так и международной) в этих областях;
  • Уточнение перечня критических технологий, которые государство финансирует в приоритетном порядке с точки зрения выделения технологий, имеющих важное значение для национальной безопасности, обеспечения их приоритетного финансирования;
  • Организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по исследованию, разработке и внедрению соответствующих технологий в производство;
  • Усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым направлениям технологического развития для обеспечения национальной безопасности, в том числе с использованием возможностей системы государственных закупок в этих целях;
  • Поддержка приобретения российских компаний, работающих в сфере критически важных для безопасности технологий (в том числе путем организационно-политической поддержки приобретения зарубежных технологических компаний);
  • Использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики позволит создать компании, являющиеся технологическими лидерами мирового уровня.

Заключение

Вся система национального законодательства в той мере, в какой оно имеет отношение к регулированию экономических отношений в Российской Федерации и экономических отношений страны с внешним миром, должна быть направлена на обеспечение этой задачи и должна способствовать использованию огромного интеграционного потенциала, которым обладает категория конкурентоспособность национальной экономики. Только если она поставлена как общенациональная задача и способна объединить для ее решения практически все позитивные силы общества, она может принести ожидаемый эффект.

В современных условиях крайне важно создать целостную систему инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в сфере ускорения НТП.

Задача достижения баланса между составляющими инновационного процесса, наукой, государством и бизнесом стала, несомненно, актуальной. Государство может и должно быть заказчиком научных исследований и разработок, источником ресурсов в меру своих реальных экономических возможностей.

При слабых внутренних стимулах к инновациям, которые все еще являются специфической чертой и одной из главных особенностей нашей экономической жизни на микроуровне, мы должны еще какое-то время поддерживать повышенный уровень регулирующего воздействия со стороны государства и, конечно же, всячески укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств со стороны государственных органов и их организационных структур, не только вопрос настоящего, но тем более будущего. Уже сейчас можно возлагать определенные надежды на решение о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа.