Мировой и отечественный опыт антимонопольного регулирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности
Естественные монополии в современной России
Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования
Государственное регулирование естественных монополий


Введение:

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.

В конце XX века наша страна вступила на путь перехода от плановой системы хозяйства к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития бизнеса. Сегодня мы понимаем, что чем жестче конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше подготовлены отечественные фирмы к конкуренции за рынки сбыта за рубежом, и тем выгоднее положение потребителей на внутреннем рынке, как с точки зрения цен, так и качества продукции. Ведь конкурентоспособный продукт должен обладать такими потребительскими свойствами, чтобы он выгодно отличался от аналогичных продуктов конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат. недаром Адам Смит называл его невидимой рукой рынка.

Актуальность данной курсовой работы заключается в следующем: монополия является единственным производителем на рынке и завышает цены, что приводит к социальным издержкам. В связи с этим государство проводит антимонопольную политику с целью создания препятствий для возникновения монопольной власти.

Целью курсовой работы является анализ антимонопольного регулирования.

В соответствии с намеченной целью необходимо решить следующую задачу: 

  • Рассмотрим монополию;
  • Изучение методов антимонопольного регулирования;
  • Рассмотрим отечественное и зарубежное антимонопольное законодательство;
  • Приведите примеры применения антимонопольной политики.

Теоретические аспекты антимонопольного регулирования

Монополия - это явление сложное, многомерное, поэтому целесообразно применять комплексный подход к ее определению.

Как правило, используется тройственное определение монополии, а именно, монополия определяется: 

  • Какова структура рынка или рыночная ситуация, когда есть только один продавец товара (при отсутствии заменителей для этого товара) и много покупателей;
  • Как факт исключительного права любого субъекта на что-либо (на производство или продажу какого-либо товара, на определенные действия, решения и т.д.); 
  • Как непосредственно крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), концентрирующее в своих руках большую часть производства и реализации какого-либо продукта и контролирующее в связи с этим ситуацию в определенной сфере деятельности.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальные, групповые или акционерные) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольной прибыли.

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

  • Простейшая Ассоциация, к ним относятся соглашения, пулы, кольца, проблемы. В этих низших формах монополистических объединений были достигнуты временные ценовые соглашения;
  • Картели. Картель - это объединение ряда предприятий одной отрасли, не исключающее их промышленной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее соглашение между ними по ряду вопросов;
  • Синдикаты.

Итак, монополия - это крупное экономическое объединение, находящееся в частной собственности, существует несколько видов монополии.

Следует отметить, что основной негативной стороной монополизации экономики является чрезмерная власть монополистических фирм. Рыночная власть заключается в способности влиять на цену товара. Цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам получить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и превратить ее в неценовую конкуренцию.

Рассмотрим методы антимонопольного регулирования.

Общие методы антимонопольного регулирования

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики осуществляют различные формы и масштабы вмешательства в деятельность монополий, в соответствии со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, в последние десятилетия эта политика все чаще становится одной из постоянных функций государства, а не единичным разовым мероприятием.

Существуют различные подходы к характеристике направлений этой экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять сфер государственного вмешательства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыль снижается из-за высоких налогов. Во-вторых, устанавливается ценовое регулирование (сдерживание инфляции и давление на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, существует государственное регулирование промышленности, которое позволяет регуляторам контролировать цены, объемы производства, а также вход и выход фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит особую антимонопольную политику.

В разных странах и в разные периоды господствовало определенное государственное вмешательство в монополии.

Но, как правило, в самых общих чертах в странах с рыночным типом экономики выделяют три основных направления: 

  • Активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополиям посредством определенных мер по либерализации рынков;
  • Государственное регулирование монополий путем регулирования цен и рентабельности;
  • Прямое предупреждение, пресечение или ликвидация монополий посредством специального антимонопольного законодательства. Давайте более подробно рассмотрим каждую из этих областей.

Либерализация рынка. Это направление не имеет прямого отношения к подавлению монополий. Она исходит из того очевидного факта, что сила монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем более развиты конкурентные рыночные структуры соответственно. Соответственно, основной задачей данного направления является создание в экономике условий, затрудняющих или просто невыгодных для отдельных фирм злоупотребление своим монопольным положением, а также обеспечение своеобразной антимонопольной профилактики в экономике и обществе. Процесс ускорения развития науки и техники нередко способствует подрыву монополизма через активизацию конкурентных рыночных механизмов, поскольку благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы эта тенденция особенно заметна в индустрии связи. Например, если двадцать лет назад только несколько особо крупных компаний могли передавать информацию на чрезвычайно большие расстояния, то теперь, благодаря появлению спутниковой связи, осуществление таких функций стало доступно многим фирмам, что избавило от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.

Государственное регулирование. Важным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий в условиях рыночной экономики является государственное регулирование деятельности фирм, обладающих монопольной властью, путем установления верхнего уровня цен, установления справедливой цены или Справедливой нормы прибыли. Как правило, в первую очередь регулируются естественные монополии. К естественным монополиям, как уже говорилось, относятся прежде всего различные общественные службы, почта, телеграф, телефонные станции, местные электрические или газовые компании и др. Поскольку технологически невозможно и экономически бессмысленно формировать конкурентные рынки для таких коммунальных услуг, обеспечивать удовлетворение потребностей населения в этих услугах в необходимых объемах и по доступным ценам, остается только один путь-государственное регулирование естественных монополий, главным образом путем воздействия на их цены (тарифы) и уровни рентабельности.

Антимонопольное законодательство

Основные различия в антимонопольной политике и практике рыночных стран связаны с различным акцентом в использовании сфер регулирования монополий и непосредственного предупреждения, пресечения или ликвидации их в виде разделения на отдельные самостоятельные предприятия. В этом отношении существуют различия между Европейским и американским подходами к антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в большей степени ориентирована на регулирование существующих монополий. Что касается специфики государственной политики воздействия на монополии в США, то она, прежде всего, и безусловно, характеризуется гораздо меньшей опорой на регулирование. Такое влияние считается целесообразным и необходимым только в отношении естественных монополий. В случае обычных монополий американское законодательство предполагает, что нет необходимости лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигается ею благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или просто счастливой случайности.

Подводя итог, можно сказать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его деятельности затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, предоставляя одним возможность реализовывать свои товары на рынке в конкурентной среде, а другим, оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в области антимонопольного законодательства велик и разнообразен. Появление такого законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей экономического развития в разных странах сложились различные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на различия в подходах к антимонопольному регулированию в разных западных странах. Антимонопольная практика в США считается особенно развитой в этом отношении, поскольку ее правовой (законодательный) аспект, как и другие области права в США, базируется на системе прецедентного права.

Далее мы проведем сравнительный анализ российской и зарубежной антимонопольной политики.

Сравнительный анализ российской и зарубежной антимонопольной политики

Основными функциями антимонопольного органа политики включают в себя: 

  • Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и его применению, иных нормативных правовых актов и законопроектов, связанных с функционированием рынка;
  • Разработка рекомендаций для органов власти и управления по мерам, направленным на развитие товарных рынков и конкуренции;
  • Реализация мер по демонополизации производства и обращения;
  • Контроль за крупными сделками по купле-продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;
  • Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

С введением в действие с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (статья 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем разделения рынка, ограничения доступа к нему, удаления с него других хозяйствующих субъектов, установления или поддержания единых цен.

Развитие законодательства о конкуренции осуществлялось не только путем совершенствования основного закона, применяемого к товарным рынкам. В то же время развивались и другие ее направления, которые были вполне самостоятельными.

К ним относится ценовое регулирование предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

В новой редакции закона предполагается предусмотреть нормы об изменении или ограничении использования фирменного наименования во избежание введения потребителей в заблуждение.

Существенным дополнением к действующему законодательству является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, особенно направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики и создание препятствий для выхода на рынок конкурентов. Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по предотвращению антиконкурентных соглашений.

Давайте рассмотрим другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную деятельность в России.

Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" вступил в силу в декабре 1999 года. В 2000 году в рамках разработки закона совместно с Банком России и Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов, постановление Правительства РФ "Об условиях осуществления антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и утверждении".

В 2001 году велась работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, в целях приведения их в соответствие с законом "О защите прав потребителей", который был изменен в 1999 году. Всего было проведено более 25 таких актов, из них подготовлено 11, по 15 работа продолжается в 2001 году, в частности, совместно с Минобрнауки России над проектом Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования в сфере дошкольного и общего образования, а также проектом Правил предоставления услуг мобильной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных услуг и др.

Совершенствование нормативно-правовой базы стандартизации также является важным условием обеспечения прав потребителей на качественную и безопасную продукцию. Подготовлены предложения по проектам федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О стандартизации", "О технических мерах в сфере торговли".

Одной из наиболее развитых стран в области антимонопольного регулирования экономики являются Соединенные Штаты. Государственное регулирование в этой стране осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех, где часто возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них предприятия пользуются полной или значительной независимостью от органов государственной власти в вопросах построения внутренней системы организации производства и принятия инвестиционных решений.

Этот закон формирует ядро антимонопольной политики в экономической жизни Соединенных Штатов. Вне закона находится всякий договор и объединение в форме траста или в любой другой форме, а также любое тайное соглашение, предназначенное для ограничения торговли между государствами или с иностранными государствами. Поправка к этому закону от 1974 года определяет нарушение его статей как тяжкое преступление.

Федеральное правительство Соединенных Штатов имеет право привлекать фирмы и предприятия к суду в соответствии с этим законом, и диапазон возможных наказаний довольно широк, от денежных штрафов до тюремного заключения, причем с момента введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия фирмы-нарушителя может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может издать распоряжение о децентрализации и разделении фирмы на ряд малых предприятий.

Кроме того, все физические лица, считающие, что они понесли убытки в результате нарушения закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, если требования будут признаны обоснованными, могут получить компенсацию, которая в три раза превышает стоимость причиненного им ущерба. Подобные случаи в последнее время стали достаточно распространенной практикой в деятельности судебных органов за рубежом.

Закон Клейтона и закон "О Федеральной торговой комиссии"

Федеральные государственные органы, контролировавшие реализацию закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ. Наиболее запоминающимися вехами на этом пути являются демонополизация и разукрупнение Standard oil и American tobacco в 1911 году. Однако в это время ряд официальных лиц выразили сомнения в полноте деятельности, регулируемой законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте не упоминался статус монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивающие конкуренцию на свободном рынке, трактовались неопределенно и двусмысленно.

Поэтому в 1914 году был принят закон Клейтона, основные положения которого гласят:

  • Практически все формы дискриминации в ценовой политике были запрещены;
  • Были введены ограничения на продажу и сбыт товаров с принудительным ассортиментом;
  • Было запрещено объединять фирмы путем приобретения акций конкурентов, если такие действия снижали конкуренцию;
  • Было запрещено совмещать должности в советах директоров различных фирм и коммерческих предприятий.

Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал закон О Федеральной торговой комиссии, который дополнил закон Клейтона. Этот закон наделил Федеральную торговую комиссию США, недавно созданный и независимый орган, полномочиями определять в каждом конкретном случае, имели ли место нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК отслеживает рекламную практику, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение этого органа заключается, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, который имеет право возбуждать судебные дела.

Закон Робинсона-Питмана (1936), запрещение ограничительной деловой практики в сфере торговли, ценовые ножницы, ценовая дискриминация и др.

К 1950 году была принята поправка селлера, кефовера к закону Клейтона,которая прояснила понятие незаконных слияний. Таким образом, слияния путем скупки активов были запрещены. В то время как закон Клейтона положил конец горизонтальным слияниям крупных фирм, поправка продавца, кефовера ограничила вертикальные слияния.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования, деловая практика компаний, работающих в самых разнообразных отраслях и сферах торговли, настолько многогранен, что не может быть полностью охвачен какими-то специально разработанными правилами, оформленными в виде законов. Этим объясняется определенное обобщение основных антимонопольных законов, неоднозначность их толкования судами при рассмотрении конкретных дел, эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету своей деятельности, изменение приоритетов антимонопольного регулирования.

Неоднозначность исхода процесса формирования рыночной структуры в России

в результате стратегических шагов, предпринимаемых компаниями, работающими на нем, с точки зрения их влияния на интересы потребителей и общества в целом, необходимо проводить индивидуальную оценку при рассмотрении конкретных антимонопольных дел. Однако существует ряд общих правил (законов), которые являются обязательными в любом случае. К ним относится, прежде всего, перечень запрещенных законом коммерческих практик, т. е. так называемых нарушений как таковых . Доктрина нарушений как таковая была выдвинута в 1940 году.

К ним относились, прежде всего, такие нарушения, как:

  • Горизонтальная фиксация цен (т. е. заключение ценового соглашения на рынке между компаниями, поставщиками, действующими на нем.);
  • Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами, поставщиками или потребителями продукции с целью навязывания им собственных условий продажи).

Заключение

В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой позволит превратить антимонопольное законодательство Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного регулирующего антимонопольного воздействия способствует получению положительных социально-экономических результатов не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо постоянное совершенствование антимонопольного законодательства.

К текущим перспективным мерам государственной политики в области антимонопольного регулирования относятся: 

  • Продолжающиеся структурные изменения в российской экономике, особенно в секторах естественных монополий;
  • Совершенствование нормативно-правовой базы для эффективного контроля финансовых потоков монополий;
  • Регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • Создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентной деятельности и последующего дерегулирования этой деятельности;
  • Повышение эффективности полномочий государства по реализации собственных акций акционерных обществ, естественных монополий;
  • Приведение уровня цен на продукцию монополии в соответствие с реальными затратами;
  • Целевое субсидирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориям потребителей.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочить взаимоотношения антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях необходимо избегать дублирования действий, согласовывать правила совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В дальнейшем решение этой проблемы, вероятно, должно быть достигнуто одновременно в трех параллельных направлениях: 

  • Решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего, вопросов, затрагивающих права различных лиц и имеющих правовые последствия) должно основываться только на развитии законодательной базы;
  • Вопросы структурно-функционального характера должны решаться на государственном уровне (например, путем принятия соответствующих нормативных актов);
  • Вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеуказанных договоренностей.

Следует отметить, что основной негативной стороной монополизации экономики является чрезмерная власть монополистических фирм. Рыночная власть заключается в способности влиять на цену товара. Цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам получить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и превратить ее в неценовую конкуренцию.

Опыт западных стран в области антимонопольного законодательства велик и разнообразен. Появление такого законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей экономического развития в разных странах сложились различные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на различия в подходах к антимонопольному регулированию в разных западных странах. Антимонопольная практика в США считается особенно развитой в этом отношении, поскольку ее правовой (законодательный) аспект, как и другие области права в США, базируется на системе прецедентного права.

Подводя итог состоянию антимонопольного законодательства в России, можно отметить как минимум три существенных момента: 

  • Федеральное антимонопольное законодательство в настоящее время базируется в основном на части регулирования развития товарных рынков;
  • Антимонопольное регулирование банковской деятельности, страховых услуг, рынков ценных бумаг и других сфер, связанных с использованием средств юридических и физических лиц, по-прежнему весьма ограничено, на фрагментированной правовой основе;
  • Сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.