Конкурентоспособность международной компании и факторы, ее определяющие

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория человеческого капитала и ее роль в анализе социально-экономического развития
Место России в мировом хозяйстве
Анализ влияния конкурентоспособности на развитие страны
Конкурентоспособность белорусских товаров на международном рынке


Введение:

Развитие международных экономических отношений на современном этапе характеризуется нарастающим процессом глобализации. Ее важнейшими проявлениями являются транснационализация деловой активности фирм и стремительное развитие информационных технологий, которые во многом определяют конкурентоспособность глобальных хозяйствующих субъектов.

Многие национальные предприятия становятся международными благодаря как своей конкурентоспособности, так и конкурентоспособности экономики страны. Особое значение имеют проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности фирм. Целью данной курсовой работы является выявление факторов конкурентоспособности международной компании на примере Johnson & Johnson, а также анализ ее финансовых показателей.

Для достижения этой цели необходимо было:

  • Раскрыть сущность функционирования международной компании;
  • Выявление факторов, определяющих конкурентоспособность международной компании;
  • Анализ финансовых показателей компании Johnson & Johnson;
  • Рассмотреть деятельность международной компании в условиях глобализации и разработать пути ее совершенствования.

Объектом исследования является деятельность международной компании. Предметом исследования являются теория и практика, определяющие конкурентоспособность международной компании.


Экономическая сущность функционирования международной компании

Международные корпорации в современном мире становятся важным элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает процессы интернационализации производства и капитала, глобализации мировых экономических отношений. Международные корпорации являются непосредственными участниками всего спектра мировых экономических отношений, своеобразным локомотивом мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом бурно развивающихся международных экономических отношений, а с другой, сами представляют собой мощный механизм воздействия на них.

Активно влияя на международные экономические отношения, международные корпорации формируют новые отношения, модифицируют их существующие формы.

В научной литературе выделяются два типа международных компаний:

  • Транснациональные корпорации (ТНК), национальные монополии с иностранными активами, производственная и сбытовая деятельность которых выходит за пределы единого государства правовой режим ТНК предполагает предпринимательскую деятельность, осуществляемую путем образования в них филиалов и дочерних обществ, которые могут принимать форму смешанных предприятий с преимущественно национальным участием;
  • Транснациональные корпорации ( МНК), международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.

Многонациональная компания, одна из самых сложных форм организации международного бизнеса. Она использует международный подход в поиске зарубежных рынков сбыта, размещении производственных мощностей.

Организация, формы и структурные особенности многонациональной компании могут быть различными, но следующие основные принципы, лежащие в их основе и отличающие их от других форм международного бизнеса, а именно:

  • Корпоративная целостность, основанная на принципах участия акционеров;
  • Ориентация на достижение общих стратегических целей компании и решение общих стратегических задач;
  • Наличие единой вертикали управления (с разной степенью жесткости) и единого центра управления в виде холдинга, банка или группы взаимосвязанных компаний;
  • Неопределенный характер существования МНК.

Согласно определению ООН, транснациональные корпорации - это частные, государственные или смешанные предприятия, независимые от страны происхождения и имеющие структуры в двух или более странах, действующие в соответствии с системой принятия решений, позволяющей им осуществлять согласованную политику и общую стратегию.

Существует три основных критерия членства корпорации в ТНК: 

  • Структурные критерии;
  • Критерии эффективности;
  • Критерий поведения.

Согласно структурному критерию, ТНК - это фирма, имеющая свои филиалы в двух или более странах, или фирма, владельцы или высший управленческий персонал которой являются гражданами разных стран (в то время как деятельность ТНК контролируется штаб-квартирой, расположенной в одной и той же стране). Именно поэтому выделяются американские, британские и другие ТНК). 

По критерию эффективности деятельности фирмы определяются как ТНК на основе абсолютных или относительных показателей, рыночной стоимости капитала, объема продаж, прибыли, активов.

По критерию поведения фирма может быть названа транснациональной, если ее высшее руководство мыслит интернационально. Поскольку транснациональная корпорация действует более чем в одной стране, ее руководство должно рассматривать весь мир как сферу потенциальных интересов.

Наиболее авторитетным является определение ТНК как влиятельной международной организации. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), транснациональная корпорация - это группа частных, государственных или смешанных компаний, расположенных в разных странах, и одна или несколько таких компаний могут существенно влиять на деятельность других, особенно в области обмена знаниями и ресурсами.

Согласно определению, утвержденному ЮНКТАД, транснациональная корпорация - это предприятие, объединяющее юридические лица любой организационно-правовой формы и вида деятельности в двух или более странах, осуществляющее координирующую политику и реализующее общую стратегию через один или несколько центров принятия решений.

Таким образом, ТНК - это группа предприятий, действующих в разных странах, но управляемых штаб-квартирой, расположенной в одной конкретной стране.

В настоящее время в научной литературе делается вывод о том, что вряд ли категория конкретной национальности может быть применена к современным ТНК. В рамках стратегии глобализации страна базирования все чаще рассматривается лишь как одна из областей, обладающих определенными преимуществами размещения ТНК.

С развитием научно-технического прогресса и государственной системы регулирования предпринимательской деятельности значение этих четырех факторов существенно изменилось. Доступность природных ресурсов перестала быть определяющим фактором. Технологическое освоение новых продуктов стало играть меньшую роль по сравнению с созданием новых производственных технологий. Главным фактором, определяющим конкурентоспособность страны, а, следовательно, и международной компании, в настоящее время все больше становится уровень образования и квалификации рабочей силы.
Следует отметить, что для обеспечения конкурентных позиций компании на мировом рынке она должна в первую очередь иметь конкурентные преимущества на национальном рынке. Компания должна иметь сильные позиции на внутреннем рынке и умело использовать все свои ресурсы и возможности.

Конкурентоспособность компании на международных рынках также во многом зависит от поддержки и содействия со стороны государства путем предоставления различных льгот, кредитов, субсидий, предоставления необходимой информации о состоянии рынка.
Ресурсы и возможности компании. Конкурентоспособность международной компании также определяется ее внутренними характеристиками. Для этого необходимо оценить сильные и слабые стороны компании, определить ее ресурсы, а также ее возможности и инновационный потенциал. Таким образом, анализируются материальные и финансовые активы, технологические, производственные и сбытовые возможности предприятия. Полученные результаты используются при формулировании и разработке стратегии развития компании. При этом необходимо учитывать преимущества международного разделения труда (человеческие ресурсы, расположение производственных мощностей, каналы сбыта, финансирование и кредитование подразделений), начиная с этапа закупок и заканчивая реализацией продукции.

Для повышения конкурентоспособности международной компании важно постоянно анализировать затраты на производство и реализацию продукции, оценивая соотношение затрат на собственное производство и затрат на приобретение аналогичной продукции. Для достижения оптимизации производственных затрат необходимо использовать внутрифирменный расчет между подразделениями компании, которые являются центрами прибыли.

Еще одним важным фактором конкурентоспособности международных компаний сегодня является минимизация экологического ущерба. Экологический фактор становится одной из важнейших составляющих затрат компании, поэтому на этапе разработки продукта необходимо учитывать существующие требования принимающей страны в области охраны окружающей среды. Достижение эффективности производства, оптимизации затрат и эффективности в сфере рыночной деятельности связано с повышением требований к системе внутреннего менеджмента. Управление в международной компании также должно основываться на единой системе учета и контроля с использованием новейших программных средств и компьютерных программ.

Еще одним фактором успеха международной компании является создание информационной системы, обеспечивающей принятие эффективных и своевременных решений. Это может быть достигнуто за счет использования информационно-коммуникационных технологий, позволяющих оперативно получать и обмениваться информацией между всеми подразделениями компании.

Что касается управления персоналом, то можно отметить постепенное исчезновение четких различий между различными категориями работников. Интеллектуализация трудовой деятельности, непрерывное обучение становятся важнейшим средством повышения эффективности работы предприятия. Большое внимание уделяется формированию и управлению культурой компании, а также проблемам управления конфликтами.
Особые требования предъявляются к менеджерам международных компаний. На первый план выдвигаются коммуникативные навыки и умение учитывать культурную специфику персонала. Способность менеджера увязывать глобальные цели компании с ее национальными интересами, культурная интеграция, владение несколькими языками, способность к обучению и мобильность важны.

Глобализация экономической жизни, ослабление государственного регулирования, либерализация условий ведения бизнеса, создание региональных экономических систем создают новые условия для деятельности международных компаний на мировом рынке.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность международной компании, являются, ресурсы и возможности компании (финансовые ресурсы, технологии, менеджмент, оптимизация затрат), конкурентные условия отрасли (инновации, доступ к рынкам сырья, качество, доля рынка), национальные факторы (трудовые ресурсы, уровень образования и квалификации, доступность энергоресурсов, инфраструктура, размер внутреннего рынка, обменный курс национальной валюты). Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сегодня международные компании не только остаются опорой экономик развитых стран, но и становятся одной из главных движущих сил мировой экономики. Международные компании, действующие на территории промышленно развитых стран, оказывают все большее влияние на экономику и политику этих стран. Они во многом определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны.

История компании Johnson & Johnson

История компании Johnson & Johnson неразрывно связана с открытием крупнейшего английского хирурга и ученого Джозефа Листера. Его потрясла обычная практика хирургов, работающих в сюртуках, покрытых пятнами крови, без перчаток и стерильных инструментов. В свою очередь, великий французский химик Луи Пастер стал вдохновителем его кампании против невидимых убийц, бактериальной инфекции, передаваемой по воздуху. В 1867 году Листер опубликовал статью, в которой автор объяснял высокую смертность среди больных в хирургических отделениях отсутствием правил санитарной обработки инструментов, операционного стола, рук хирурга. Другими словами, Листер основал хирургическую антисептику.

Более чем через десять лет после выступления Листера, в 1885 году, Роберт Вуд Джонсон, его братья Джеймс Вуд Джонсон и Эдвард Хани Джонсон и четырнадцать сотрудников произвели первую антисептическую хирургическую повязку на четвертом этаже бывшей обойной фабрики, создав новый способ защиты людей от сепсиса и послеоперационной смертности. Два года спустя братья основали компанию с таким же названием. Первым президентом Johnson & Johnson был Роберт Вуд Джонсон, яростный борец с антисанитарными условиями в медицинских учреждениях, чье имя позже было названо New Brunswick hospital, штат Нью-Джерси.

С 1910 по 1932 год компанией руководил Джеймс Вуд Джонсон. Его внучка, Мэри Ли Джонсон Ричардс, стала первым ребенком, чье изображение появилось на упаковке продукции Johnson & Johnson.

Крах фондового рынка в 1929 году и последовавшая за ним Великая депрессия совпали с назначением Роберта Вуда Джонсона II Вице-президентом и генеральным директором. Джонсон унаследовал предпринимательские и управленческие качества своего отца, и в то время, когда другие производственные компании увольняли рабочих тысячами, мало кто в Johnson & Johnson потерял работу.

В 1982 году компания оказалась в эпицентре скандала, связанного со смертью семи жителей Чикаго после приема таблетки тайленола производства компании Jonhson & Jonhson, в препарате был обнаружен цианид. Тайленол был вторым по популярности болеутоляющим средством после аспирина и занимал 37% рынка, но после этого случая рост спроса на этот продукт стал огромным вопросом. Компания планировала сделать тайленол главной альтернативой аспирину в Америке, она не собиралась терять основную часть рынка и основной источник дохода, Jonhson & Jonhson ответственно подошла к кризисной ситуации. Она доказала, что не причастна к трагедии, что никаких посторонних манипуляций на заводах во время производства тайленола не проводилось, и сразу же предложила помощь, приняла активное участие в поисках убийцы, установив связи с полицией, ФБР и Министерством здравоохранения. Jonson & Jonhson в очередной раз продемонстрировала, что интересы клиентов для нее важнее всего, не боясь потерять деньги, она изъяла весь тайленол из аптек на общую сумму 100 миллионов долларов и даже заменила отравленное лекарство в домах потребителей аналогичными таблетками. Расследование не привело к поимке убийцы, но один из жителей Нью-Йорка оказался за решеткой (на 13 лет) за вымогательство, он требовал 1 миллион долларов за то, чтобы отравление прекратилось. Есть предположение, что этот инцидент был преднамеренно спланирован нападавшими как террористический акт против Jonhson & Jonhson. Однако компания не только помогла справиться с ситуацией, но и сумела вернуть тайленол на рынок и вернуть доверие потребителей. После кризиса, два месяца спустя, тайленол восстановил 24% рынка обезболивающих.

И есть несколько интересных фактов, которые стоит отметить. В 1898 году компания Johnson & Johnson первой начала массовое производство доступной зубной нити. Первоначально он создается из остатков шелковой хирургической нити для наложения швов. А аналог современных одноразовых подгузников Johnson & Johnson выпустила на рынок в 1949 году.
Такое удобное изобретение, как пластырь, было создано простым поставщиком ваты Эрлом Диксоном, который когда-то работал в компании Johnson & Johnson. Эта мысль пришла ему в голову не случайно - молодая жена Диксона Джозефина постоянно готовила на кухне, заботилась о домашнем хозяйстве и, поскольку у нее еще не было должного опыта в этом, довольно часто получала производственные травмы, порезы, ожоги. Заботливый Эрл перевязал ее раны бинтами и перевязал их хирургической лентой, взятой с работы. Однако этот процесс был не особенно удобен, если учесть тот факт, что Эрл часто бывал в разъездах по работе, а Жозефина без посторонней помощи (в данном случае без помощи мужа) не могла должным образом перевязать раны. Затем он приклеил кусок марли к середине хирургической ленты и накрыл ленту тонкой тканью, чтобы клей не высох и повязка не испачкалась. Теперь Джозефина могла запечатать порез сама, просто сняв защитную ткань и наложив повязку на порез. Коллега посоветовал ему рассказать своему менеджеру о своем изобретении, и Эрл так и сделал. Президент компании Джеймс Джонсон нашел это изобретение многообещающим и приступил к его производству и усовершенствованию. 

Анализ деятельности компании Johnson & Johnson

Johnson & Johnson-американский производитель косметических и медицинских изделий. Существует три направления деятельности компании, товары народного потребления, медицинское оборудование и материалы, а также фармацевтическая продукция. Johnson & Johnson владеет десятками брендов, в том числе многими мировыми брендами, Johnson's Baby, First-Aid, Nicorette, Nizoral, O. B., REACH, RoC, Clean & Clear и другими. Штаб-квартира компании находится в Нью-Брансуике , штат Нью-Джерси (США).

В последние годы интересы Johnson & Johnson были связаны с Биофармацевтикой, ортопедией и даже интернет-изданиями.

На территории стран СНГ продукция Johnson&Johnson с 1992 года представлена в трех направлениях:

  • Потребительские товары являются одним из старейших и основных направлений бизнеса Johnson & Johnson. Широкая популярность и качество этих продуктов являются результатом многолетних исследований, разработок и использования передовых технологий компаний этого сектора;
  • Больничная продукция-компании, работающие в этой области, специализируются на исследованиях, разработке и производстве больничной продукции, используемой в медицинских учреждениях для диагностики, лечения и ухода за пациентами;
  • Фармацевтическая продукция - это направление представлено фармацевтической компанией Janssen-Cilag, которая имеет высокую репутацию среди врачей во всем мире. Компания занимается исследованиями и разработкой новых, эффективных и экономически сбалансированных лекарственных средств, которые помогают пациентам улучшить качество своей жизни.

В 2006 году была завершена одна из крупнейших сделок слияний и поглощений в истории корпорации, Johnson&Johnson купила производственное подразделение Pfizer, специализирующееся на продуктах по уходу за телом. 

С самого начала Johnson & Johnson отличалась от других крупных компаний своей политикой децентрализации. Генерал Джонсон сделал его стратегическим объектом управления. Впоследствии этот принцип стал частью стандартов лидерства. Децентрализация позволила компаниям функционировать независимо и планировать свое собственное будущее.
Ключом к успеху является то, что структура организации объединяет разрозненные компании и обеспечивает согласованную и агрессивную рыночную стратегию.

Процесс глобализации увеличивает доходы компании. На своем внутреннем рынке компания вынуждена бороться с конкурентами. Эта борьба обычно приводит к снижению цен. Но чем больше внешних рынков компания завоевала, тем меньше вероятность того, что конкуренты будут присутствовать на всех этих рынках. Обязательно будут рынки, где конкуренция либо вообще отсутствует, либо присутствует в очень малой степени. На таких рынках глобальная компания может устанавливать для себя выгодные цены, тем самым увеличивая свою выручку. Преимущество глобальной компании заключается в том, что она в конечном счете выигрывает даже на высококонкурентных рынках. Многим мировым компаниям удается увеличить свою прибыль за счет снижения издержек. Глобальная компания представляет единый стандартный продукт на всех рынках. Это исключает необходимость разработки нового продукта для каждого рынка, что значительно снижает затраты компании на исследования и разработки.

Таким образом, мы можем еще раз подчеркнуть, что глобализация способствует:

  • Увеличение продаж и прибыли;
  • Защита рынков от конкурентов;
  • Увеличение прибыли;
  • Снижение затрат на исследования и разработку новых продуктов для новых рынков сбыта.

Иными словами, можно сделать вывод, что пути, способствующие повышению эффективности деятельности компании и повышению ее конкурентоспособности, следующие:

  • Создание единого продукта для всех рынков компании;
  • Использование глобального маркетинга;
  • Выбор стран с высокими темпами экономического роста для реализации своей продукции;
  • Используйте единую стратегию для всех рынков.

Заключение

Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества для достижения своих целей. Они различают конкурентоспособность продукции, компаний, стран и даже целых регионов. В то же время все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только собрав воедино все факторы, влияющие на конкурентоспособность фирм, можно судить об их уровне в мировой экономике.

Факторами являются материальные (материальные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в производственном процессе предприятия, а также в стране его базирования.

В первой главе был сделан вывод о том, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность международной компании, являются, ресурсы и возможности (финансовые ресурсы, технологии, менеджмент, оптимизация затрат), конкурентные условия отрасли (инновации, доступ к рынкам сбыта, сырье, качество, доля рынка), национальные факторы (трудовые ресурсы, уровень образования и квалификации, наличие энергоресурсов, инфраструктура, размер внутреннего рынка, национальная валюта). Международные компании, действующие на территории промышленно развитых стран, оказывают все большее влияние на экономику и политику этих стран. Они во многом определяют динамику, структуру и географические приоритеты внешнеэкономических связей страны.

Можно также сказать, что основными конкурентными преимуществами Johnson & Johnson являются открытость к инновациям, проведение различных опросов и исследований для получения полной информации о развитии отрасли и потребностях потребителей.
По мере совершенствования деятельности международных компаний в условиях глобализации можно предложить разработку продукции нового поколения, внедрение инновационных технологий в производственный процесс, более эффективное и экономичное использование ресурсов, постоянное развитие и расширение информационных сетей для получения достоверной информации о состоянии рынка и потребительском спросе, привлечение квалифицированной рабочей силы.