Естественные монополии в современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственная собственность и ее роль в рыночной экономике
Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности
Мировой и отечественный опыт антимонопольного регулирования
Естественные монополии: теория и практика регулирования и реформирования


Введение:

В последние годы в секторе естественных монополий складываются новые условия для его функционирования. Одной из основных задач Федеральной антимонопольной службы в этой сфере является разработка правового механизма, обеспечивающего недискриминационный доступ независимых предприятий к услугам субъектов естественных монополий, а также к услугам предприятий, занимающих доминирующее положение.

Реструктуризация отраслей естественных монополий обеспечит переход от недостаточно эффективной и недостаточно прозрачной системы государственного регулирования ценовой и финансовой политики в этой сфере к рыночным механизмам обеспечения конкуренции между указанными предприятиями и достижения баланса интересов производителей и потребителей.

Конкурентный рынок признается эффективной организацией современной экономики. Однако ряд рынков не могут функционировать конкурентно или неэффективны, и высокая степень монополизации становится для них естественной. Это естественные монополии, которые существуют, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может обеспечить весь рынок более низкими удельными издержками, чем это было бы у ряда конкурирующих фирм.

Тема естественных монополий является одной из наиболее актуальных в странах с рыночной экономикой, поскольку благосостояние и жизнь общества напрямую зависят от функционирования естественных монополий. Особенно примечательна Российская Федерация, где правовая база далека от совершенства, а социально-экономическая ситуация достаточно нестабильна. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве необходимо учитывать, в частности, фактор естественных монополий. Поэтому необходимо правильно регулировать действия этих хозяйствующих субъектов.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то вовсе устраняются в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличения или уменьшения разведанных полезных ископаемых и других природных ресурсов), спроса на товары и других причин. Поэтому необходимы постоянные исследования и реформы естественных монополий. Неконтролируемое функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение цен, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, поскольку с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Целью курсовой работы является изучение рынков естественных монополий, а также их роли в современной России.

Эта цель определяет постановку и решение следующих задач:

  • Исследовать понятие естественная монополия, выявить ее основные признаки и определить ее место в системе рыночной экономики;
  • Рассмотрим международную практику функционирования естественных монополий;
  • Определить особенности функционирования естественных монополий.

Структура работы: введение, три раздела, заключение и список литературы.

Впервые феномен естественной монополии был изучен А. Курно,который привел пример владельца источника, который может контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Отмечая экономику не только труда, но и основного капитала, он делает вывод о социальной природе функций, выполняемых такими предприятиями, и необходимости государственного контроля за их деятельностью. Одна из первых попыток дать экономическую характеристику естественной монополии была предпринята Томасом Фаррером, который приписал ей те отрасли, в которых конкуренция никогда не существовала, а если и существовала, то прекратилась.

Он считал необходимым для существования естественной монополии иметь пять характеристик: 

  • Отрасль должна поставлять необходимый продукт или услугу;
  • Производство должно быть выгодно расположено;
  • Продукты не должны храниться;
  • Производство должно характеризоваться экономией на масштабе;
  • Поставка продукции должна отвечать требованиям непрерывности и точно определенного гармоничного порядка, который может быть обеспечен только одним поставщиком.

Фактически все эти признаки, с некоторыми поправками и уточнениями, могут быть приняты для характеристики естественных монополий. Однако многие определения такого явления, как естественная монополия, затрудняют выявление фундаментальных особенностей естественной монополии и определение ее сущности. Поэтому необходимо выделить основные подходы к определению понятия естественной монополии и охарактеризовать это явление в рамках каждого подхода. Существует два аспекта изучения природы естественной монополии: аналитический и ситуационный. Аналитический аспект представляет собой целую группу подходов к определению естественной монополии, каждый из которых был разработан в рамках одного из понятий экономической теории. 

Федеральный закон Российской Федерации от 17.08.1995 г. 147-ФЗ "О естественных монополиях" трактует эту категорию следующим образом, естественная монополия, состояние товарного рынка, когда удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением себестоимости продукции на единицу продукции при увеличении объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, производимые естественными монополиями, в меньшей степени зависит от изменения цены этого продукта, чем спрос на другие товары.

Такие условия характерны для коммунальных предприятий. В этих случаях экономия от масштаба в производстве и распределении продукта настолько велика, что крупномасштабные операции необходимы для получения низких удельных затрат и низких цен.

Если бы рынок был разделен между многими производителями, то экономия от масштаба производства не была бы достигнута, удельные издержки были бы высокими, и для покрытия этих издержек потребовались бы высокие цены.

Однако следует отметить, что во многих странах в последние годы масштабы и сфера государственного регулирования значительно сократились, как в связи с технологическими инновациями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

К концу XX века усилиями многих экономистов было выработано достаточно четкое определение естественной монополии: естественная монополия относится к отрасли, в которой долгосрочные средние издержки производства меньше, если все продукты производятся одной фирмой, чем если бы одинаковый объем производства был разделен между двумя или более фирмами.

Существует четыре основных типа естественных монополий.

Естественная монополия - это монополия производителя, основанная на использовании уникальных природных ресурсов.

Технологическая естественная монополия обязана своим существованием положительному эффекту масштаба, который настолько велик, что позволяет существовать в отрасли только одной фирме. При такой технологии производства и, соответственно, уровне издержек потребительский спрос может оказаться недостаточным для поддержки нескольких конкурентоспособных фирм, производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализовать весь существующий эффект роста масштабов производства. Классическими примерами здесь на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожный транспорт, а также отдельные подотрасли связи,а на региональном уровне-коммунальные услуги, включая тепло, канализацию, водоснабжение и т.д.

Локальные естественные монополии-географически удаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, где конкуренция иррациональна, ограничена географическими барьерами. Примером могут служить услуги врача или клуба в небольшой отдаленной деревне.

Государственные естественные монополии, обычно возникают на рынках, которые входят в исключительную компетенцию государства. В промышленном секторе идет производство таких специальных товаров, как деньги, медали, лекарства и т. д. в непроизводственном секторе организация и регулирование денежных потоков, налогов и других экономических функций государства, кроме того, следует отметить наличие государственных монополий в сфере потребления (монопсонии), таких как закупка оборонной продукции и других стратегических товаров.

Естественная монополия - это особое место занимает институциональная организация рыночной экономики. Она характеризуется свойствами самоорганизации и устойчивости.

Естественная монополия как экономическое явление характеризует определенное состояние рынка, определенную систему экономических отношений.

На развитие естественной монополии в современной российской экономике оказывают влияние внутренние факторы, к которым относятся технико-технологические, функциональные, структурные и институциональные особенности российской экономики, а также внешние факторы, географические, глобализационные, геополитические.

Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие естественных монополий в любой стране в современных условиях, являются процессы глобализации, которые развиваются во времени и разворачиваются в пространстве.

Развитие естественных монополий создает условия для полноценного вхождения страны в мировую экономическую систему в условиях глобализации экономических процессов. 

Существование естественной монополии обусловлено тем, что конкурентная организация соответствующей отрасли неэффективна в силу технологических особенностей производства, а экономический эффект естественной монополии связан с наличием большой экономии на масштабе при работе одного продавца на рынке. В связи с этим естественная монополия становится желательным явлением для общества, хотя монополистическая природа все же вынуждает их регулировать свою деятельность.

Мировой опыт показывает, что деятельность фирм, действующих в условиях естественной монополии, должна подвергаться ограничительному и регулирующему влиянию со стороны государства. На практике целью регулирования является обеспечение равных условий для потребителей и плательщиков, справедливости и обоснованности тарифов, а также предоставление услуг надежным и соответствующим требованиям образом.

Государственное регулирование естественных монополий основывается на следующих принципах, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, удовлетворение потребностей потребителей товаров и услуг естественных монополистов, их эффективное и прибыльное функционирование, взаимная ответственность руководителей хозяйствующих субъектов и органов регулирования их деятельности.

Итак, вся сложность изучения проблем естественных монополий обусловлена наличием различных подходов к определению понятия естественная монополия, отсутствием полного перечня признаков естественных монополий и критериев их определения. Это во многом обусловлено разнообразием экономической трактовки общего понятия монополия, рассматриваемого как явление, рыночная структура и форма поведения хозяйствующего субъекта.

Естественные монополии как явление рыночной экономики имеют свой механизм функционирования (систему взаимосвязей внутренних и внешних факторов прямого и косвенного воздействия). Их естественная монополия определяется максимально эффективными масштабами производства одного поставщика товаров. Этот объем предложения близок к тому объему, который требует рынок при любой цене, достаточной для покрытия издержек производства естественной монополии.

Причинами возникновения и существования естественной монополии могут быть особенности технологии, оказывающей положительный эффект масштаба при любом объеме выпуска продукции, экономия на разнообразии в многопродуктовом предприятии, производящем различную продукцию на одних и тех же производственных мощностях, недостаточная емкость рынка, не обеспечивающая даже минимально эффективного выпуска продукции.

Международная практика функционирования естественных монополий

В мировой практике существует достаточно большое количество моделей реформирования естественных монополий, учитывающих специфические социально-экономические, политические, демографические и климатические условия конкретной страны. Но, в конечном счете, все варианты реформирования естественных монополий основаны на их разделении на производственную и сетевую (инфраструктурную) стадии. 

Модель с разделенными стадиями производства и сетевой экономикой основана на принципе обязательной вертикальной дезинтеграции. Предполагается, что сетевая экономика может быть организована как крупная монополия, а элементы конкуренции вводятся на стадии производства. В результате на первый план выходит регулирование условий вхождения в отрасль и стимулирование конкуренции.необходимо четко определить правовые барьеры, препятствующие сетевому монополисту влиять на конкурентные отношения. Положительные эффекты от внедрения конкуренции на стадии производства ожидаются в связи с тем, что развитие конкурентных отношений практически полностью меняет систему стимулирования, делая экономически нецелесообразным искусственное завышение издержек.

Сохранение вертикально интегрированных структур в рамках модели вертикальной интеграции с конкуренцией означает, что существует конкуренция между вертикально интегрированными компаниями в сфере производства, а диктат монополиста в области доступа к инфраструктуре устраняется функциональным разделением. Последнее предполагает введение двойной финансовой и управленческой отчетности для субъектов естественных монополий и конкурентной деятельности, а также обеспечение доступа к сетевой инфраструктуре на общих основаниях для всех отраслевых операторов.

Анализ зарубежной практики реформирования электроэнергетики позволяет выделить два основных подхода к реформированию с соответствующими моделями формирования организационной структуры отрасли в зависимости от радикального характера структурных изменений, глубины и масштаба либерализации, последовательности реформ и продолжительности переходного периода. Согласно наиболее радикальной модели реформирования электроэнергетика должна быть разделена по видам деятельности на отдельные предприятия, действующие независимо друг от друга, т. е. вертикальная интеграция должна быть полностью устранена. В этом случае инфраструктура передается национальной сетевой компании, монополисту, а на этапах производства и реализации вводятся элементы конкуренции. Построение такой организационной структуры отрасли требует значительных изменений. Альтернативным вариантом является постепенное разделение этапов производственной и сетевой экономики, когда конкуренция между вертикально интегрированными компаниями осуществляется в производственном секторе в течение длительного периода времени, а диктат монополиста в области доступа к инфраструктуре устраняется функциональным разделением.

Как показывает анализ зарубежного опыта реформирования электроэнергетики, многие страны сталкиваются с большими трудностями в организации эффективной конкуренции на уровне производства электроэнергии. Доминирующие на рынке производственные компании, даже если они разделены по вертикали, обладают значительной монопольной властью. Уровень рыночной концентрации в производстве электроэнергии остается очень высоким, особенно в европейских странах. Это позволяет говорить об олигополистическом характере рынка электроэнергии и мощности. В условиях олигополии на оптовом рынке доминирующие компании способны манипулировать ценами путем искусственного создания (поддержания) дефицита электроэнергии, например, путем вывода из эксплуатации части генерирующих мощностей. Возможности злоупотребления монопольной властью возрастают с увеличением темпов роста спроса на электроэнергию.

В зарубежной практике реформирования железнодорожного транспорта также разработаны два основных подхода к формированию отраслевой структуры с соответствующими моделями конкуренции. С одной стороны, это сохранение вертикально интегрированных перевозочных компаний, конкурирующих преимущественно на параллельных линиях (американская модель); с другой-полная вертикальная дезинтеграция существующих структур, передача функций управления инфраструктурой одной национальной компании, развитие конкуренции между двумя и более перевозчиками на одной линии (европейская модель).

Наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается большинство стран при реформировании отрасли железнодорожного транспорта. Во-первых, это значительная степень износа унаследованных инфраструктурных объектов, что значительно увеличивает инвестиционные потребности, требуемые управляющим инфраструктурой для обеспечения надежности и безопасности железнодорожной системы. Во-вторых, это ограниченная пропускная способность железных дорог, что является препятствием для входа в отрасль новых операторов.

Рассмотрим основные модели реформирования железнодорожных монополий в различных странах.

Реформа железных дорог Швеции

Фактически первая полноценная железнодорожная реформа была проведена в Швеции в конце 1980 - х гг. реформа началась с того, что железнодорожная монополия  была разделена на два сектора, инфраструктурный и эксплуатационный.  Полученные доходы в основном использовались для покрытия социально значимых расходов (например, на безопасность дорожного движения, обновление основных фондов, охрану окружающей среды). Понятно, что поскольку прибыль не была поставлена в качестве основной цели инфраструктурной компании, то общие затраты не были полностью покрыты ее собственными доходами.

Остальная часть расходов на инфраструктуру (около 26 %) покрывалась за счет государственных субсидий. Что касается операционной компании, то она действовала как коммерческое предприятие с целью получения прибыли от своей деятельности. Проблема реализации социально значимых, но низкомаржинальных перевозок была решена путем выплаты целевой государственной компенсации. Реформа железнодорожного транспорта продолжилась и в 2001 году, когда на базе действующего сектора был создан ряд отдельных предприятий, специализирующихся на отдельных видах деятельности.

В настоящее время Соединенные Штаты переживают исчезновение естественных монополий. Естественные монополии существуют в Соединенных Штатах лишь в нескольких отраслях промышленности, главным образом в телекоммуникациях и распределении энергии. Государство с помощью законодательных органов определяет области и направления, где по тем или иным причинам было бы крайне неэффективно иметь более одной компании и где, соответственно, конкуренция нежелательна.

Современные тенденции развития электроэнергетики США определяются условиями ее формирования. Практически с самого начала она была представлена многими конкурирующими компаниями. Компании становились все крупнее, и когда Конгресс в 1930-х годах осознал, что производство и распределение энергии стали общенациональной отраслью, он начал регулировать этот сектор в попытке защитить интересы потребителей. В 40-е, 50-е и 60-е годы цены на электроэнергию снизились более чем на 50% по сравнению с ценами в целом, а производство увеличилось на 7% ежегодно. Однако в 70-е годы прошлого века цены на электроэнергию и газ резко выросли из-за крайней зависимости этой отрасли от двух составляющих, стоимость которых возросла, топлива и капитала.

Со второй половины 70-х годов ХХ века федеральные власти начали предпринимать усилия по частичному дерегулированию этой отрасли. Вместе с появлением специальных генераторов в результате технологической революции, которые позволили продавать электроэнергию непосредственно коммунальным предприятиям, это ознаменовало начало периода реальной конкуренции.

Коммунальные предприятия по-прежнему выступают в качестве ее монопольных производителей по отношению к потребителям. Есть две школы в понимании будущего развития отрасли. Во-первых, вы должны полностью доверять рынку, чтобы стимулировать инвестиции. Другая школа считает, что в конкурентной среде невозможно будет адекватно планировать генерирующие мощности, и государство должно сохранить свою роль в планировании ввода новых мощностей. И этот спор до сих пор не разрешен.

Таким образом, в таких развитых странах, как Франция, Англия и Италия, доктрина создания мощного государственного сектора уже давно превалирует, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации, причем очень медленный. В России система регулирования естественных монополий базировалась на опыте уса, где с самого начала эти отрасли формировались на конкурентной основе. В целом развитие России идет в направлении интеграции в мировое сообщество. С этой точки зрения неверно говорить о существовании каких-либо исключительных условий, позволяющих игнорировать глобальные тенденции. Хотя, конечно, формальный перенос экономических форм из одной социально-экономической среды в другую не даст желаемого результата. Ключом к успешному заимствованию чужого опыта является его критическое переосмысление, которое выражается в адаптации к конкретным условиям новой среды и задачам экономической политики.

Особенности функционирования естественных монополий

В российской экономике наблюдается нехватка крупных предприятий, и это сказывается на конкурентоспособности отечественной экономики на международном рынке. Таким образом, оборот крупнейших российских и мировых компаний в важнейших отраслях промышленности, включая естественные монополии.

Заключение

Естественная монополия - это официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, которая обусловлена либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения.

В настоящее время Соединенные Штаты переживают исчезновение естественных монополий. Естественные монополии существуют в Соединенных Штатах лишь в нескольких отраслях промышленности, главным образом в телекоммуникациях и распределении энергии. Государство с помощью законодательных органов определяет области и направления, где по тем или иным причинам было бы крайне неэффективно иметь более одной компании и где, соответственно, конкуренция нежелательна.

В таких развитых странах, как Франция, Англия и Италия, доктрина создания мощного государственного сектора уже давно превалирует, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации, причем очень медленный. В России система регулирования естественных монополий базировалась на опыте уса, где с самого начала эти отрасли формировались на конкурентной основе. В целом развитие России идет в направлении интеграции в мировое сообщество.

Естественные монополии имеют важное социально-экономическое значение для всего общества. Поскольку деятельность естественных монополий затрагивает все общество, а любые изменения в их структуре, критериях, механизмах и моделях управления прямо или косвенно влияют на макроэкономические показатели государства и благосостояние его граждан. Вы можете привести следующий пример. Таким образом, незначительные изменения тарифов на электроэнергию или транспорт приводят к мультипликативному эффекту в других отраслях экономики, что в свою очередь сказывается на работе предприятий различных отраслей и благосостоянии населения. Такое положение естественных монополий обязывает государство внимательно следить за их деятельностью и нести ответственность за характер экономической политики и происходящие изменения.

Развитие естественных монополий создает условия для полноценного вхождения страны в мировую экономическую систему в условиях глобализации экономических процессов. Формы и методы государственного воздействия на естественные монополии различаются в зависимости от этапа реформирования экономической системы в целом. В условиях перехода от плановой административной системы к рыночной на первое место выходят методы реформ, дезинтеграция, демонополизация, приватизация. На следующем этапе (этапе внедрения и развития конкуренции), прямое и косвенное государственное регулирование как ценовыми, так и неценовыми методами, а также создание благоприятной экономической среды для конкуренции.

Основным направлением трансформации отраслей естественных монополий является организация внутриотраслевой конкуренции, а необходимым инструментом решения этой проблемы является реструктуризация естественных монополий. Конкурентная политика базируется на двух концепциях: концепции власти над рынком и концепции доминирования на рынке. Внедрение конкурентных механизмов в регулируемую государством экономику является одним из наиболее эффективных методов реформирования экономической системы.

Таким образом, результаты курсового исследования позволяют сделать вывод о том, что обращение к теоретическому осмыслению проблем государственного регулирования деятельности естественных монополий в условиях глобализации мегарыночной среды открывает перспективы развития макроэкономики и прикладных исследований, отвечающих практическим потребностям процессов управления на национальном экономическом уровне.