Образование как социальный институт
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.05.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
Рефераты по экономике |
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
План ГОЭЛРО – первый план развития народного хозяйства советской России |
Организация управления рыбной отраслью России, структура органов управления и их функции |
Введение:
Социология образования это раздел социологии, изучающий систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.
Образование это социальная подсистема со своей структурой. В качестве основных элементов образовательные учреждения можно выделить как социальные организации, социальные сообщества (учителя и студенты), образовательный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования построена по иным принципам, включает ряд звеньев:
- система дошкольного образования,
- общеобразовательная школа,
- профессионально-техническое образование,
- среднее специальное образование,
- высшее образование,
- послевузовское образование,
- система повышения квалификации и переподготовки кадров,
- хобби образование.
Система образования в России претерпевает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными образовательными учреждениями появляются альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора альтернативных форм обучения. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование на всех уровнях, от детских садов до вузов. Меняется система взаимоотношений учебного заведения и церкви.
Все эти изменения в целом положительные. Несмотря на характерную для всего нового стоимость, они расширяют возможности самореализации личности, раздвигая границы свободы выбора.
Образование как социальный институт
Накопленные человечеством материальные и духовные ценности и знания должны передаваться новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его повышение невозможно без освоения культурного наследия. Образование важнейшая составляющая процесса социализации личности.
В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных институтов (школ, университетов), которые осуществляют процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется культурными стандартами, преобладающими в обществе, политическими взглядами, которые воплощаются в государственной политике в области образования.
Термин «неформальное образование» относится к бессистемному обучению человека, обладающего знаниями и навыками, которые он спонтанно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или посредством индивидуального усвоения информации. При всей своей важности неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.
Наиболее значимыми особенностями современной системы образования являются:
- его превращение в многоступенчатое (начальное, среднее и высшее образование);
- решающее влияние на личность (по сути, образование главный фактор ее социализации);
- предопределение во многом карьерных возможностей, достижение высокого социального статуса.
Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:
- передача и распространение культуры в обществе (поскольку именно через образование происходит передача научных знаний, достижений искусства, нравственных норм и т. д. от поколения к поколению);
- формирование у подрастающих поколений доминирующих в обществе взглядов, ценностных ориентаций и идеалов;
- социальный отбор, или дифференцированный подход к студентам (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возведен в ранг государственной политики);
- социальные и культурные изменения, реализуемые в процессе научных исследований и открытий (современные учреждения формального образования, прежде всего университеты, являются основными или одним из важнейших научных центров во всех отраслях знаний).
Модель социальной структуры образования можно представить в виде состоящий из трех основных компонентов:
- ученики;
- учителя;
- организаторы и руководители образования.
В современном обществе образование важнейшее средство достижения успеха и символ социального положения человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования влияют на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.
В процессе нормального функционирования и развития общества чрезвычайно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции, накопленные трудом предыдущих поколений, передаются новому поколению людей и ассимилируются ими. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является «систематическая подготовка и воспитание членов общества, ориентированная на усвоение определенных знаний (в первую очередь научных), идеологических и моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которой определяется социально-экономической и политической структурой общества, уровнем его материально-технического развития.
В современной социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, наличие в обществе специальных институтов (школ, колледжей, техникумов, университетов и т.д.), которые осуществляют процесс обучения. Во-вторых, система образования, преобладающая в современном индустриальном обществе, подчиняется официально установленному государством образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и навыков, необходимых обществу в различных сферах профессиональной деятельности.
Кроме того, государственный образовательный стандарт в явной или неявной форме содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с:
- принятым в данном обществе нормативным каноном личности (гражданина);
- нормативные требования для реализации общих социальных ролей в данном обществе. Таким образом, деятельность системы формального образования определяется преобладающими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими взглядами, которые воплощены в государственной политике в области образования.
В социологии объектом исследования является прежде всего система формального образования, которая отождествляется с процессом обучения в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем определяющую роль. Что касается термина «неформальное образование», то он означает бессистемное обучение человека знаниям и навыкам, которые он сам осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и т. д.) или посредством индивидуального приобщения к культурным ценности, усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д. Неформальное образование является важным компонентом социализации человека, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе он играет вспомогательную роль.
Функции института образования
Рассмотрим подробнее функции, которые в современном обществе выполняет институт образования.
Передача и распространение культуры в обществе первая и самая важная из них. Его суть заключается в том, что через институт образования происходит передача от поколения к поколению культурных ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, нравственные ценности. нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. д.). На протяжении всей истории человечества образование было основным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Также не будем забывать, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности, и поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее уникальных и неповторимых черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальная психология и национальное самосознание данного народа.
Функция социализации, или формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, преобладающих в обществе у подрастающего поколения. Благодаря этому молодые люди включаются в жизнь общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования общепринятой системы ценностей у молодого поколения, принятой в данном обществе и культуре. Молодое поколение учится понимать других людей и себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от преобладающих в обществе ценностных норм, нравственности, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного образования. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует систему формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения важнейшая составляющая процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи, прежде всего, общечеловеческие ценности. И гуманистическая мораль. Во многом это достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура, философия и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школы, но и университетское образование, и в то же время положительное влияние преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.
Социальный отбор одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса выстроена таким образом, чтобы на самых начальных этапах можно было реализовать дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получения молодежи соответствующего образовательного статуса их индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие продолжают обучение в средней школе, а затем одни из них продолжают обучение в университетах, другие поступают в колледжи и школы. По окончании учебы одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т. д.
С точки зрения социологии, последствия процесса отбора, проводимого институтом образования, чрезвычайно важны, поскольку его конечным результатом (когда различные группы молодых людей завершают свое образование и получают профессию) является размещение людей в разные социальные позиции в социальной структуре общества. Благодаря этому механизму осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без которого невозможно его нормальное функционирование. Еще одним важным аспектом этого процесса является то, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, в том числе в профессиональной деятельности человека, особенно в крупной организации, открывает для многих людей профессиональный карьерный путь, переход к более престижный социальный слой. Система образования, в основном высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, поскольку без диплома о высшем образовании невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, развить и стимулировать его интерес. в обучении всячески, ведь его дальнейшая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Отметим, что уровень образования, наряду с доходами и престижем профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе.
Функция социальных и культурных изменений прерогатива современного образовательного учреждения. Эта функция реализована двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, осуществляемых в стенах университетов. Способствуя научному прогрессу, высшее образование вносит значительный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, благодаря тесной связи университетов с промышленностью, характерной для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все чаще становятся исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений. При этом интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию учебного процесса, поскольку новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебный план, способствуя повышению качества подготовки специалистов.
Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает значительное влияние на процесс социальных изменений из-за ее тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Примечательной особенностью школьного образования в нашей стране в последние годы стали инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность обучения.
Проводимые в настоящее время в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации доходов между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из основных причин социальной напряженности в стране. Изменения в системе социального расслоения и на рынке труда не могли не сказаться на системе образования: во-первых, необходимо готовить специалистов новых престижных специальностей: менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и т. д. обучение по этой и другим престижным профессиям, как в государственных, так и негосударственных вузах, становится платным. Отсутствие национальных программ поддержки талантливой молодежи, которые давали бы равные шансы получить престижную профессию людям из разных социальных слоев, в конечном итоге может привести к тому, что обладатели престижных профессий, в которых нуждается общество, могут оказаться функционально безграмотный. Единственная гарантия успешной карьеры только материальное благополучие родителей, а не личные таланты и способности.
Заключение
Присущая современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение более высокого статуса в обществе, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а иногда и отрицательным результатам.
Нарастающая тенденция к демократизации общественно-политической жизни страны вступает в противоречие с зарождающимися консервативными тенденциями в сфере образования, поскольку все больше воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшее образование начинает приобретать черты элитарности.
Таким образом, демократизация системы образования, проводимая в стране, не должна ограничиваться формальными аспектами предоставления больших прав и независимости образовательным учреждениям, но также призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования. образование и престижная профессия путем создания специальных программ для поддержки молодых людей из самых разных слоев общества, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала страны, что может ухудшить и без того сложную экономическую и политическую ситуацию в стране.