Передачи вращательного движения
Для приведения в действие машин и механизмов технологиче- ского оборудования используются устройства, которые называются приводами. Привод состоит из двигателя, механической передачи, и аппаратуры управления. Двигатель преобразует электрическую энер- гию в механическую энергию вращающегося вала. Скорость вращения вала электродвигателя обычно составляет 75, 100, 150 или 300 р/с (при высоких КПД – от 60 до 95%). Механическая передача согласует параметры стандартного электродвигателя (скорость вращения  и момент Т на валу) с аналогичными параметрами рабочего органа мА- шины (механизма) и передает движение на определенное расстояние. Скорость вращения вала рабочего органа в зависимости от назначения машины или аппарата может находиться в очень широких пределах – приблизительно от 0,1 р/с до 104 р/с, и соответственно, не совпадать со стандартными частотами вращения вала двигателя. В зависимости от типа и назначения технологического агрегата его привод может быть простым (рис. 80,а), т.е. содержать какую-либо одну механическую передачу (МП), или быть комбинированным (рис. 80,б), т.е. содержать несколько соединенных друг с другом пере- дач, установленных на единой станине. Передачи, т.е. механизмы, преобразующие вращательное движение, могут быть открытыми или закрытыми. Закрытая передача (обычно это зубчатая или червячная передача) находится в специальном корпусе, в котором обеспечива необходимый режим смазки элементов передачи, а открытая передача специального герметичного корпуса не имеет. Открытыми передачами могут быть зубчатые, фрикционные, ременные, цепные передачи. Основными параметрами привода является передаваемая мощность, скорости вращения входного и выходного валов, коэффициент полезного действия , взаимное расположение валов. Важнейшим энергетическим параметром любой передачи (рис. 80) является коэффициент полезного действия – отношение полезной мощности (мощности на выходе Nвых) к затраченной мощности (мощности на входе Nвх) Для случая вращательного движения мощность выражается через момент на валу Т и угловую скорость вала . (8.47) Комбинируя выражения (8.42) и (8.43), получим закон передачи момент где i – передаточное отношение. Выражение (8.49) для передаточного отношения иногда называют законом передачи скорости. Если i > 1, то передача называется понижающей, т.к. скорость на выходевых будет меньше, чем на входе вх. Если i < 1, то передача называется повышающей . Если же i = 1, то передачу называют прямой. Из закона передачи момента следует, что в понижающей передаче (i > 1) уменьшение скорости вращения сопровождается увеличением крутящего момента, примерно в i раз (если не учитывать величину КПД). Общее передаточное отношение комбинированной передачи (привода) iпр равно произведению передаточных отношений ii механических передач, составляющих данный привод. Например, если привод включает в себя n последовательно соединенных механических передач, то Численное значение передаточного отношения привода может быть определено, если известна скорость вращения вала рабочего органа вых и вала электродвигателя вх (электродвигатель предварительно подбирается по величине передаваемой мощности) Передаточные отношения механических передач, входящих в привод определяются из условия минимальных габаритов и массы по рекомендациям, приводимым в технической литературе (см. приложение). Открытые передачи, как правило, одноступенчатые, а закрытые понижающие зубчатые передачи (редукторы) могут быть одно-, двух- и 210 трех ступенчатыми. Многоступенчатые зубчатые передачи в виде рядов зубчатых колёс позволяют получить большие передаточные отношения. Применительно к приводу, состоящему из нескольких передач, (рис. 80, б) общий коэффициент полезного действия привода – произведение КПД отдельных передач Закон передачи момента (8.48) для комбинированной передачи (привода) имеет вид