КОНСТРУКЦИИ РЕДУКТОРОВ

КОНСТРУКЦИИ РЕДУКТОРОВ

КОНСТРУКЦИИ РЕДУКТОРОВ Конструкции, представленные на рис. 30...84, в основном понятны из чертежей, а схемы редукторов и элементы их устройства — колеса, опорные узлы, корпус и другие детали — рассмотрены выше. Здесь приводятся некоторые дополнительные пояснения. На рис. 30...42показаны цилиндрические одноступенчатые редукторы. Горизонтальные редукторы этого типа могут быть различными по конструкции. На рис. 30 изображен корпус с наружными выступами, крышки подшипников — накладные. Под фланцы крышек подложены прокладки для регулирования осевого зазора в конических роликоподшипниках. На рис. 31 показан корпус с внутренними выступами и нишами для фундаментных болтов на длинных сторонах корпуса. Подшип- никовые гнезда закрыты врезными крышками, подшипники — шариковые, не требующие регулировки. На рис. 32 изображен редуктор с внутренними выступами на длинных сторонах корпуса, наружными фланцами на коротких сторонах и угловыми нишами под фундаментные болты. Крышки подшипниковых гнезд здесь также врезные, а для регулирования конических подшипников между наружными кольцами последних и врезными крышками установлены шлифованные кольца необходимой толщины. Корпус редуктора, изображенного на рис. 33, цилиндрический, закрытый плоской крышкой. На рис. 34 представлен небольшой редуктор с корпусом полностью сглаженных очертаний — в форме параллелепипеда. Редактор цилиндрический одноступенчатый На рис. 35, 36 изображены вертикальные редукторы с различными конструкциями корпусом и различным расположением валов: в первом редукторе тихоходный вал над быстроходным, во втором — наоборот. На рис. 37 показана конструкция крупного шевронного редуктора с плавающим быстроходным валом, а на рис. 38 — шевронного редуктора с наклонным расположением линии центров и плавающим тихоходным валом (менее распространенный вариант). В редукторе (рис. 39) — два тихоходных вала вращаются в одном направлении, в редукторе (рис. 40) — в противоположные стороны. Редукторы с внутренним зацеплением (рис. 41, 42) различны по устройству корпусов и опорных узлов быстроходных валов. Двухступенчатые цилиндрические редукторы (см. рис. 16, 43... 55) допускают большое разнообразие конструкций. Широко распространены редукторы, выполненные по простейшей развернутой схеме (см. рис. 1,в). Главные характеристики и размеры небольших редукторов такого типа с высокотвердыми передачами, выпускаемых Ижевским редукторным заводом (см. рис. 16, в), приведены в табл. 72). Передаточные числа — от 8 до 40. Параметры более крупных редукторов Майкопского редукторного завода (см. рис. 16, б, 44) с передаточными числами 8...50 указаны в табл. 73. Аналогичную конструкцию имеют и еще более крупные редукторы Днепропетровского завода металлургического оборудования (ДЗМО) с межосевыми расстояниями тихоходной ступени 630 мм (рис. 45) н 710 мм. На рис. 46 представлена конструкция редуктора с высокотвердыми передачами, разработанная в ЦНИИТМАШ. Невозможность приработки обусловливает небольшую ширину таких передач. Колеса закреплены на валах со значительными натягами, без шпонок, которые были бы слишком короткими. Тихоходный вал — гладкий. Крышки подшипниковых гнезд выполнены врезными, с торцевыми уплотнениями. Для регулирования зазоров в подшипниках в крышках установлены резьбовые пробки. Корпусные детали имеют внутренние выступы. В конструкциях, показанных на рис. 47, 48, предусмотрены такие же высокотвердые передачи, как на рис. 46, но межосевые линии быстроходной и тихоходной передач перпендикулярны одна к другой. Корпуса этих редукторов состоят каждый из трех частей. Смазка верхней зубчатой передачи осуществляется смазочной шестерней. В двухступенчатых редукторах (рис. 49...51) быстроходная ступень выполнена в виде раздвоенной шевронной передачи. На рис. 49 оси всех трех валов лежат в одной горизонтальной плоскости, на рис. 50 быстроходный вал расgоложен над промежуточным, на рис. 51 — под ним. Вертикальный редуктор с развернутым размещением и смазочной шестерней показан на рис. 52, соосные редукторы различных конструкций с различным устройством опорных узлов — на рис. 53....55. Общая особенность этих редукторов состоит во внутренней опоре, которая в мотор-редукторе (рис. 53) поддерживает только тихоходный вал, а в редукторах (рис. 54, 55) — также и быстроходный. В трехступенчатом редукторе (рис. 56) передачи смонтированы на двух валах. Все межосевые расстояния сделаны одинаковыми. Колесо быстроходной ступени соединено в блок с шестерней промежуточной, а колесо промежуточной соединено в блок с шестерней тихоходной. На валах блоки вращаются свободно на бронзовых втулках. Простейшая коробка передач показана на рис. 57. Заодно с быстроходным валом изготовлены две шестерни, а на тихоходный вал насажен блок из двух колес, соединенный с валом зубчатым (шлицевым) соединением. При среднем положении блока (рис. 57) тихоходный вал отключен от быстроходного, а при крайних положениях получает вращение либо через одну, либо через другую зубчатую пару. Блок перемещают рукояткой, находящейся на крышке коробки; для фиксирования его предусмотрен шариковый фиксатор. Другая, соосная, коробка передач показана на рис. 58. Кулачковая муфта переключается здесь так же, как блок на рнс. 57. Когда подвижная часть муфты поставлена в переднее положение, то входной и выходной валы соединяются непосредственно, а когда в заднее — то через двухступенчатую передачу. Планетарные редукторы представлены на рис. 59 (.мотор-редуктор), 60, 61 и дополнены схемами, планами скоростей и кинематическими соотношениями. На рис. 62, 63 изображены одноступенчатые конические редукторы (первый с обычным расположением валов в одной горизонтальной плоскости, второй с вертикальным тихоходным валом). На рис. 64 представлен конический мультипликатор с двумя быстроходными выходными валами, которые вращаются в противоположные стороны. Двухступенчатые коническо-иилнн-рнческие редукторы с разнообразными устройствами опор быстроходного вала показаны на рис. 65...67. Небольшой червячный редуктор с верхним червяком (рис. 68) имеет простейшую конструкцию. Корпус неразъемный, с круглыми боковыми окнами, которые закрыты крышками, несущими подшипники червячного колеса. В червячном редукторе с нижним червяком по рис. 69 корпус разъемный, поверхность его увеличена с помощью ребер для лучшего охлаждения. На валу червяка укреплены маслоразбрыз-гиваюшне крыльчатки. На рнс. 70 показан современный червячный редуктор массового производства с вентиляторной крыльчаткой, обдувающей ребристую наружную поверхность редуктора. В корпусе редуктора предусмотрены лапы с отверстиями под болты, позволяющие крепить редуктор в различных положениях. Далее следуют три червячно-инлин-дрнческих редуктора (рис. 71...73). В первом и третьем червяк расположен вверху, во втором — внизу. Конструкция опор червяка в первом редукторе сложнее, чем в двух других, но зато нечувствительна к тепловым расширениям червяка. Отличительная особенность второй конструкции — внутрен- ние приливы на корпусе, третьей — раздвоенная шевронная передача. На рнс. 74 изображен небольшой двухступенчатый червячный редуктор, в котором обе передачи (быстроходная и тихоходная) выполнены одинаковыми. Цнлиндрнческо-червячный редуктор с боковым расположением червяка и вертикальным тихоходным валом показан на рис. 75, аналогичный редуктор с нижним расположением червяка и горизонтальным валом — на рис. 76. На рнс. 77, 78 представлены червячные редукторы с боковым червяком, тихоходным валом, расположенным вертикально и с многодисковым предохранительным фрикционом, встроенным в червячное колесо. Давление между дисками обеспечивают винтовые пружины, затянутые гайками. В червячном колесе редуктора (рис. 79) закреплена гайка. Вращаясь с колесом, она поднимает винт подъемного устройства. Редуктор с коническим дифференциалом показан на рнс. 80. Его солнечные колеса приводятся от двух независимых червячных передач, передаточные числа которых могут быть одинаковыми или различными. Водило дифференциала, несущее сателлиты, вращает выходной тихоходный вал с угловой скоростью, равной полусумме угловых скоростей солнечных колес. Такой редуктор позволяет изменять скорость тихоходного вала в широком диапазоне, изменяя скорость червяков и ее направление и останавливая один из них. В специальном редукторе (рис. 81) левое солнечное колесо конического дифференциала приводится извне через втулочно-пальиевую муфту, правое солнечное колесо — от другого двигателя через червячную передачу. Водило дифференциала закреплено на выходном валу, и дифференциал работает так же, как и в предыдущем редукторе. Но быстроходные валы и приводящие их двигатели располагаются иначе и частоты вращения солнечных колес и выходного вала лежат в других диапазонах. На рис. 82....84 представлены общие виды приводов, снабженные краткими данными об их основных частях.