ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ДОПУСКИ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Отклонения от идеальных геометрических форм и идеального относительного положения поверхностей детали могут нарушать правильное относительное положение ее относительно других и препятствовать нормальной работе механизма. Например, торцевое (осевое) биение уступа, фиксирующего в осевом направлении подшипник качения, свидетельствует о неперпендикулярности между опорной плоскостью уступа и осью вала и приводит к перекосу внутреннего кольца подшипника относительно наружного. Перекос шпоночного паза не только смещает насаженную на вал деталь, но и может мешать сборке. Поэтому необходимо ограничивать те отклонения геометрических форм и взаимного расположения, которые вызывают неточности монтажа и неисправности работы. Допуски устанавливают в соответствии с требуемой точностью изделий и с техническими возможностями станков, на которых эти изделия обрабатывают. Допуски формы и расположения указываются на рабочих чертежах по образцам, приведенным на рис. 28,29, условными обозначениями по ГОСТ 2.308—79. При необходимости указания делают текстом в технических требованиях на чертеже. В различных организациях допуски формы и расположения назначают по- разному. Лишь частично правила их выбора охвачены стандартами. В редукторах эти допуски назначаются, чтобы обеспечить удовлетворительную работу подшипников качения и передач зацеплением. Для редукторов общего назначения на конических роликоподшипниках можно, на основании стандартов, данных литературы и опыта, накопленного во ВНИИредукторострое-ния, принимать следующие допуски, формы и расположения. Для посадочного места подшипника качения на валу (рис. 28, а) допуск цилиндричности — (0,3...0,5)7, где Т — допуск диаметра посадочного места, допуск соосности (здесь и далее — в диаметральном выражении) относительно оси центров вала — (0,7... 1,0) Т. Таким же может быть назначен допуск перпендикулярности между осью центров и плоскостью заплечика, фиксирующего внутреннее кольцо подшипника в осевом направлении (рис. 28, б). Для посадочного места зубчатого колеса, муфты на валу допуск соосности относительно оси центров (рис. 28, в) равен допуску диаметра этого посадочного места. Па положение колеса при ступице, короче 0,8d, может оказать влияние заплечик вала, на который она опирается. В этом случае оправдано назначить допуск перпендикулярности плоскости Допуск цилиндричности поверхности В О,О/мм Допуск соосности поверхности в относительно оси центров 0.015 мм Допуск перпендикулярности поверхности Д относительно оси центроб 0,0(5мм Допуск соосности поверхности Г относительно оси центроб поберхности Г относительно общей оси поверхностей А и б Допуск параллельности пазо Б относительно оси отберет ил о.озмм Лопуск симметричности. паза д относительно оси отверстия 0,20 мм Допуск перпендикулярности поверхности б относительно оси отберет и я 0,025мм но диаметре /50мм Позиционный допуск отверстия Б 0,Ьмм; База ось поверхности А (допуск зависимый) Допуск параллельности поверхностей а и Б 0,025мм Допуск соосности поверхности В относительно оси поверхности Г 0.04 мм Лопуск параллельности поверхностей А и Б 0,02 мм Допуск допуск параллельности но перекос ки р относительно опорной осей ejj Г плоскости А кулярности щ Допуск параллельности осей ЕиГ Допуски пендикипь пер, Позиционный Допуски цилиндричности допуск Рис. 29. Допуски формы и расположения элементов корпусных деталей заплечика к оси центров, такой же, как допуск перпендикулярности заплечика, фиксирующего внутреннее кольцо подшипника. В случае более длинной ступицы указывать допуск перпендикулярности заплечика нет необходимости, потому что положение ступицы определяется главным образом посадкой ее цилиндрического сопряжения с валом. Для зубчатого колеса допуск перпендикулярности торца ступицы к оси ее центрального отверстия (рис. 28, д) можно принять равным 0,7... 1,0 допуска 6-го квалитета для диаметра ступицы. При длине ступицы менее 0,8d вместо допуска перпендикулярности следует назначить такой же допуск параллельности между торцами ступицы. Для шпоночного паза на валу и в отверстии ступицы (рис. 28, е) принимают допуск параллельности оси паза по отношению к оси центров вала или оси отверстия в ступице равным 0,6 допуска ширины паза, а допуск симметричности паза по отношению к той же оси (в диаметральном выражении) — 4 допуска ширины паза. Для накладной фланцевой крышки подшипникового гнезда (рис. 218, ж) допуск параллельности рабочих торцевых поверхностей, прилегающих к торцу гнезда и к наружному кольцу подшипника, равен допуску б-го квалите-та для наружного диаметра фланца. Допуск соосности посадочных поверхностен крышки и гнезда для манжеты равен допуску 7-го квалитета для диаметра гнезда. На фланце крышки следует указать также позиционный допуск смещения оси крепежного отверстия от номинального расположения (рис. 28, з). Этот допуск в диаметральном выражении (удвоенное предельное смещение от номинального расположения) Г = 0.4 (D-d), где D — номинальный диаметр отверстия под болт; d — номинальный диаметр стержня болта. Для дистанционного кольца допуск параллельности торцов (рис. 28, и) составляет 0,7 допуска посадочного места подшниника качения на валу. В технической характеристике редуктора указывают минимальные значения бокового зазора (табл. 67) и размеров пятна контакта. Для 7-й степени точности по контакту длина пятна должна составлять не менее 60 % длины зуба, высота — не менее 45 % высоты зуба. Для корпусных деталей указывают следующие допуски формы и расположения (рис. 29). Допуск цилиндричности посадочного места наружного кольиа подшипника составляет 0,3...0,5 допуска диаметра этого посадочного места. Допуск перпендикулярности торца подшипникового гнезда к оси посадочных поверхностей можно рассчитать следующим образом. Пусть диаметр посадочной поверхности D = 100Н7, соответствующий допуск диаметра Т ~ = 0,035 мм, а допуск перпендикулярности 7\ конструктор задает на диаметре Dt = 140 мм. Тогда Тг = Т-Ь- = 0,035 = 0,05 мм, Таблица 69. Допуски параллельности рабочих осей зубчатых колее на рабочей ширине зубчатого псица или полушевроиа (и.ч ГОСТ 1643—81, для 7-й степени точности по контакту) Ширин» Ь. мм: епдоиг _ 40 100 160 950 АО 40 100 100 280 400 Допуск Т. мкм 11 16 20 25 28 и в рамке записывается значение допуска 0,05/140. Допуск параллельности оси посадочных поверхностей наружных колец подшипников тихоходного вала относительно опорной плоскости подошвы редуктора принимают равным 0,001/?, где В — расстояние между торцами подшипниковых гнезд. Допуск параллельности осей Тв указывают на ширине В, рассчитав его так: по табл. 69 находят допуск параллельности Т на ширине b зубчатого венца (полушеврона), а допуск Допуск перекоса осей вдвое меньше, чем допуск параллельности. Допуски плоскостности корпусных деталей, мм/мм, составляют: для опорной плоскости подошвы — 0,05/100; для плоскостей разъема — 0,01/100. При длине плоскости L допуски равны соответственно 0,05 -щ- и 0,01 j^-. Найденные таким образом цифры и записываются в рамках. Позиционные допуски расположения осей крепежных отверстий в торцах подшипниковых гнезд, во фланцах, соединяющих корпус редуктора с его крышкой, и в подошве корпуса рассчитывают и записывают на чертежах так же, как допуски расположения отверстий в крышке гнезда, но для отверстий во фланцах корпусных деталей и в подошве баз не указывают (рис. 28, з и рис. 29). Следует отметить, что на валу допуски соосности посадочных мест зубчатых колес, муфт и других деталей, вращающихся с валом, должны быть назначены относительно оси вращения вала, т. е. относительно общей оси посадочных мест подшипников (рис. 28, г), а не относительно оси центров, которая является технологической базой. Относительно той же общей оси должны быть назначены и допуски перпендикулярности заплечиков. Однако в прак- тике редукторостроения перечисленные допуски часто указываю! относительно оси центров с целью упрощения контроля.