ДОПУСКИ И ПОСАДКИ

ДОПУСКИ И ПОСАДКИ


Система допусков и посадок СЭВ введена в СССР на протяжении 1977—1980 гг. взамен системы ОСТ, применявшейся раньше. На чертежах атласа указаны посадки СЭВ, причем предпочтение отдано посадкам, которые рекомендованы ГОСТ 25347-82 (СТ СЭВ 144—75). Система СЭВ предусматривает ряд квалитетов — уровней точности, обозначаемых цифрами. Для каждого номинального размера в каждом квали-тете установлен определенный допуск (табл. 60). Положение поля допуска характеризуется отклонением от нулевой линии ближайшего к ней края поли допуска. Это отклонение называется основным Для каждого номинального размера установлен ряд основных отклонений, единый, за небольшими исключениями, во всех квалитетах (табл. 61...63). Основные отклонения отверстий обозначаются латинскими прописными буквами, основные отклонения валов — строчными, например 40//7, 40*6. Таблица 60. Значения допусков (из ГОСТ 26846—82 (СТ СЭВ 146—75)1 Рис. 27. Посадки, характерные для редукторов Таблица 61. Значения основных отклонений отверстий [из ГОСТ 25346—82 (СТ СЭВ 145—75)| Номинальной Ннжве « отклонение El. мкм Верхнее отклонение ES. мкм В обозначение посадки входят обозначения: сначала отверстия, затем вала. Форма записи может быть различной, например 40//7 — k6, или 40 , или 40Я7/Л6. Посадки СЭВ, характерные для цилиндрических сопряжений в редукторах, указаны на рис. 27. Для закрепления ступицы зубчатого или червячного колеса на валу служат преимущественно посадки #7//з6, Я7/г6, #7/s6, обеспечивающие гарантированный натяг. Первая из них — небольшой плотности, допускающей возможность демонтажа, последняя отличается высокой плотностью и разборке не подлежит. В некоторых случаях для рассматриваемых сопряжений применяют и менее плотные переходные посадки Я7/А6, #7/л6, Таблица 62. Змаченнв основных отклонений валов от d до р Гиз ГОСТ 25346—82 (СТ СЭВ 145—75) * Для квалитетов 6 и 7 нижнее отклонение вала к указано в табл. 62, для к вали тегов 8 и выше оно равно нулю. Таблица 63. Значения основных отклонений валов от г до и [из ГОСТ 25346—32 (СТ СЭВ 145—75)] Таблица 64. Посадки подшипников качения иа илл при циркуляционном нагружении (для подшипником класса точности 0) Диаметр, мм рваигьио-упорныг подшипники Посгдка Режим работы радиальные под-мпилю: шариковые шариковые роликовые роликовые Легкий или До 40 До 40 До 100 До 40 /, 6 нормальный До 100 До 100 Свыше 100 До 100 k6 До 250 До 250 До 250 До 250 тб Нормальный или До 100 До 40 До 100 До 100 тяжелый Свыше 100 До 100 Свыше 100 До 180 тС До 250 До 250 лб в других требуются более плотные, например НИ и! (бесшпоночные соединения рис. 46...48). Посадку нужно назначать тем туже, чем сильнее колебания нагрузки. Нужно также считаться с технологическими возможностями завода-изготовителя, ходом сборки и с вероятностью распрессо-вок при ремонтах. Из аналогичных соображений следует исходить, назначая поля допуска для диаметра присоединительного конца вала. Для вала в месте неподвижного сопряжения его с внутренним кольцом подшипника качения можно в большинстве случаев назначать отклонение А6 или тб. При этом посадка получается более тугой, чем в случае отверстия Н7 или #6, потому что отклонения Н положительны, а отклонения внутреннего диаметра подшипника отрицательны. Подробные рекомендации по назначению посадок подшипников качения содержатся в ГОСТ 3325—85 и частично отражены в табл. 64. Если внутреннее кольцо перемещают вдоль вала при регулировании зазора в подшипнике, то для вала необходимы отклонения Л6 или js 6, обеспечивающие менее тугую посадку, чем Л6. Если при сборке нужно некоторый участок вала, смежный с посадочным местом подшипника, провести свободно через отверстие внутреннего кольца, то можно сохранить на этом участке номинальный диаметр посадочного места, но выполнить этот участок по d9 или d\\, а не k6 или тб, как посадочное место. На рис. 27 такой участок находится слева от левого подшипника. Посадочное место подшипника на правом конце вала должно в процессе сборки свободно пройти через отверстие дистанционного кольца, на которое опирается подшипник. Чтобы обеспечить требуемый зазор, внутреннему диаметру кольца следует дать большие положительные отклонения, для чего можно обработать его в системе вала DW или СП. Отверстия корпусов, в которых размещаются наружные кольца подшипников, растачиваются обычно по //7. Отклонения шпоночных пазов установлены ГОСТ 23360—78. ГОСТ 10748—79. Для соединений нормальной плотности ширина b паза выполняется в вале по N9, в ступице — по Js 9, для соединений повышенной плотности — в обеих деталях по Р9. Ширина b шпонки — по А9. Предельные отклонения глубины пазов приведены в табл. 65. Выбор посадок производится при разработке конструкции. Посадки ука- Таблица 65. Предельные отклонения глубины шпоночных пазов (из ГОСТ 23360—78, ГОСТ 10748-79) Ширина паза. Ь. мм Отклонения. мм. размеров нижнее верхнее 36... 90 0 +0,3 Таблица 66. Окружная скорость с и точность ывольпентных передач цилиндрических редукторов (ГОСТ 16162—85) Скорость V. м/с Точности не грубее Примечание. При коэффициенте ширины Ve более 0,5 передачу следует изготовлять на одну ступень точнее указанных. зывают на чертеже общего вида, а затем на рабочих чертежах деталей проставляют предельные отклонения. Это выполняется одним из трех способов: а) условными обозначениями, например, 36//7, 80р6; б) числовыми значениями отклонений, мм, например, 36ЧА021, в) условными обозначениями совместно с числовыми, взятыми в скобки, например, 36Н/+0 (е,>, 80p6(±S;gg). Первый способ применяют, если номинальный размер включен в ГОСТ 6636—69 и отклонения приняты по системе отверстия ГОСТ 25346—82 (СТСЭВ 145-75). В других случаях оправдано применение второго или третьего способов. Свободные размеры, отклонения которых не проставлены на чертежах, например, большинство размеров по длине валов, можно выполнять с точностью 14-го квалитета. В технических требованиях делается соответствующая запись, например: «Неуказанные предельные отклонения размеров: отверстий Н14, валов Л14, остальных ±—^— Линейные размеры, входящие в размерные цепи, также выполняются по //14, Л14, /Т14, или, при необходимости в повышении точности,— но квалнтетам 12 и П. Допуски зубчатых и червячных передач назначаются по стандартам. Для цилиндрических передач ГОСТ 1643—81 устанавливает 12 степеней точности. Передачи общего назначения выполняются обычно по 9...7-й степени. Боковой зазор назначается по норме В, рассчитанной на компенсацию температурных расширений передачи при нагревании ее на 25е по сравнению с корпусом. В передачах, предназначенных для работы в нереверсивном режиме, боковой зазор можно расширить и назначать по норме А. ГОСТ 1613—81 допускает комбинирование норм точности, основанное на том, что показатели точности делятся на три группы: а) показатели кинематической точности характеризуют ошибку в угле поворота колеса за его полный оборот; для силовых передач эти показатели несущественны; б) показатели плавности характеризуют ошибки, которые проявляются многократно в течение оборота, приводят к шуму и дополнительным динамическим нагрузкам. Поэтому показатели плавности особенно важны для всех быстроходных передач; в) показатели полноты контакта зубьев в передаче - размеры пятна контакта — имеют большое значение в силовых передачах, в которых контактные напряжения близки к допускаемым, в частности, в редукторах. ГОСТ 1643- 81 разрешает назначать Таблица 67. Предельные отклонения межосевого расстоянии (из ГОСТ 1643—81) Отклонение, мкм. при межосевом расстоянии, мм свыше 80 Примечание. Гарантированный боковой аазор равен допуску межоссвого расстояния. Например, при межосевом расстоянии 500 мм по норме А зазор составляет 2 X 200 — 400 мкм. разные показатели точности из различных степеней, исходя из реальных требований к проектируемой передаче. Например, обозначение 9—8—7—В показывает, что кинематическая точность соответствует 9-н, точность по плавности — 8-й, по контакту — 7-й степени при боковом зазоре по норме В. Рекомендации по назначению точности приведены в табл. 66. Диаметр поверхности вершин зубьев, если она служит базовой при их контроле, обычно можно выполнять no Л9, а если не служит, то по h 12, но с допуском не больше 0,1 модуля. Таблица 6S. Предельные отклонения высоты оси тиховодного вала относительно опорной плоскости, мм Высота оси: свыше _ 50 ?50 ©30 АО 50 250 030 IOOO Отклонение -0.4 -0,5 — 1,0 —1,5 Предельные отклонения кежосевого расстояния и высоты оси вращения тихоходного вала относительно опорной плоскости (табл. 67, 68) указывают в миллиметрах.