СМАЗКА

СМАЗКА

СМАЗКА Смазка зубчатых и червячных передач в редукторах производится нефтяными маслами. Главной характеристикой смазочного масла является его вязкость, которую выбирают тем выше, чем ниже скорость и тяжелее нагрузка (табл. 61... 53). Желательна такая емкость ванны, при которой в одноступенчатом редукторе на каждый киловат передаваемой мощности приходится 0,35...0,7 л масла, в двухступенчатом — вдвое больше. Наиболее простой и распространенный способ смазки элементов передач — Таблица 51. Рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50 °С (в скобках — при 100 °С) для ваии зубчатых редукторов Вязкость, мы при окружной скорости, м/с Предел прочности материала колес. МП* ДО 0.5 от 0.5 ДО 1.0 от 1.0 ДО 2.5 ОТ 2.5 ДО Ь от 5 до 12 от 12 до 25 270 180 До 1000 Or 1000 до I2S0 От 1250 до 1600 Примечания: 1. Для нецеыенто ванных колес из хроыоникелевой стали с пределом прочности более 800 МПа необходима смазка, ни одну ступень более вязкая, чем указанная в таблице. 2. Для цементованных колес необходима смазка такой же вязкости, как при пределе прочности от 1250 до 1600 МПа. 3. Для двух- н трехступенчатых редукторов иязкость смазки назначают по средней скорости ступеней. погружение их в масло, запитое в нижнюю часть корпуса. Он оправдывает себя для зубчатых передач при окружных скоростях до 15 м/с и для червячных при скорости скольжения до 10 м/с. Глубина погружения цилиндрического колеса составляет (0,5...5) т соответственно нижнему и верхнему уровням смазки, но не менее 10 мм. При скоростях до 1 м/с допустимо и более глубокое погружение. Зубья конического колеса должны быть погружены по всей длине. Расстбяние от поверхности вершин зубчатого колеса до дна ванны можно назначать (5... 10) т, но не меньше двухкратной толщины стенки корпуса. При высоких скоростях желательно, чтобы это расстояние было больше, чтобы продукты износа отстаивались и не засоряли зацепление. Если колеса, которые необходимо смазывать, находятся выше уровня ванны, то применяют холостую смазочную шестерню (см. рис. 48, 52, 55). Червяк, находящийся под колесом, погружают обычно на 2 т. Желательно, чтобы нижние шарики или ролики его подшипников были погружены до середины. Иногда невозможно поднять уровень ванны настолько, чтобы резьба червяка в нее погрузилась, потому что масло затопило бы подшипники и протекало бы через уплотнения. В таких случаях применяют разбрызгивающие кольца (см. рис. 69), в которых смазка сбрасывается центробежной силой на зубья червячного венца. Колесо, расположенное под червяком, погружают не менее чем на 2 т. Таковы распространенные правила, однако в современных, тяжело нагруженных редукторах с высокотвердыми полированными червяками, в частности глобоид-ными, желательно, чтобы масло доходило до оси червяка как при нижнем, так и при верхнем его расположении. Смазку заливают через смотровой люк или специальное отверстие. Загрязненная смазка спускается через отверстие у дна корпуса, закрываемое резьбовой пробкой (табл. 54). Контроль уровня масла в редукторе производится различными способами. Таблица 52. Рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50 °С (в скобках — при 100 °С) для ванн червячных редукторов Скорость сколь- жении, и/с Вязкость, ММ5/С (сСт) Тцблица 53. Некоторые марки масел их вязкость при 50 °С (в скобках — при 100 °С) Наименование и марки масел Индустриальные легированные, для зубчатых передач: ИРП-40 ИРП-75 ИРП-150 ИТ П-200 ИТП-300 То же, для червячных передач: ИГП-114 ИГП-152 ИГЛ-182 Индустр нал ьные: И-50 А Авиационные МС-20, МС-20С Масло для прокатных станов (брайтсток) П-28, ПС-28 Цилиндровые: 24 (вискозин) 38 52 (вапор) АСЗп-6 (при температуре среды от 0 до —40 °Q АСЗп-Ю то же . Основные марки: Самое простое и неподверженное повреждениям приспособление — пробка, нижний край которой совпадает с нижним уровнем масла, или две пробки — одна для контроля нижнего, а другая — для контроля верхнего уровня. В крупных редукторах вместо пробок устанавливают краны. Распространенным приспособление для контроля уровня является жезловый маслоуказатель (табл. 55) с рисками, соответствующими нижнему и верхнему уровням ванны. Головка маслоуказателя может быть неметаллической. Таблица 54. Размеры, мм, пробок для контроля и спуска смазки Пробки цилиндрические с наружным шестигранником. Резьба по ГОСТ 9150—81 Пробки цилиндрические с внутренним шестигранником. Резьба по ГОСТ 9150—81 Пробки конически* с внутренним шестигранником. Резьба по ГОСТ 6111—52 Таблица 55. Размеры, мм. маслоуказателей жезловых: в — с резьбой по ГОСТ 9150—81; б — без резьбы Таблица 56. Размеры, мм, пресс-масленок шариковых (из ГОСТ 19853—74) Примечания: I. Пример условного обозначения масленки типа I, № 2, с покрытием ЦБ: мсоенка 1.2 Ц6 ГОСТ 19853—74. 2. Пример условного обозначения масленки типа 2. № I, с углом а = 45°, с покрытием Кдб: масленка 2.1.45 Кдб ГОСТ 19853 - 74. Масленки тина 2 изготовляют с углом о, равным 45° и 90°. Таблица57. Размеры, мм, манжет резиновых армированных мя валов по рис. 25 (из ГОСТ 87Б2—79) Примечания: I. Рис. 25, а и табл. 57 охватывают те стандартные манжеты, применение которых характерно для редукторостроення. 2. Пример условного обозначения манжеты для вала диаметра 50 мм из резины группы 2: манжета 1.1—50 X 70 X 10—1, ГОСТ 8752—79. Таблица 56 Размеры уплотнений, им, по рис. 25 Примечание. Размер /•= 5е для всех подшипников, кроме роликовых конических. В последнем случае его следует назначать больше, исходя из допускаемых различий в ширине подшипников. Смазка подшипников качения в редукторах осуществляется в основном маслом, которое разбрызгивается передачами. Однако при окружных скоростях менее 3 м/с разбрызгивание недостаточно надежно. При расположении валов одного над другим смазка верхних подшипников, удаленных от ванны, также может оказаться недостаточной. В этих случаях смазку можно задержать в полостях подшипниковых гнезд с помощью порогов (см. рис. 52). Можно создать смазке, разбрызгиваемой на стенки, сток в специальные каналы во фланцах корпуса, по которым она направляется к подшипникам (рис. 64). Подшипники можно смазать пластичной смазкой, закладывая ее при монтаПримечание. Пример условного обозначения кольца типоразмера 094—100—36 группы точности 2 из резни группы 4: кольцо 094-100- 36—2—4. ГОСТ 9833—73. Весьма надежны в любых условиях лабиринтные уплотнения (рис. 25, д), которые защищают детали лучше других при большой запыленности и повышенной температуре. Они требуют точного изготовления и монтажа, потому что зазоры в них невелики. Для уплотнения крышки, закрывающей гнездо подшипника, может применяться резиновое кольцо (рис. 26, табл. 59) Такое уплотнение особенно оправдано, если уровень масла в редукторе выше нижней образующей расточки гнезда или ниже се (см. рис. 35,51,72).