ВАЛЫ РЕДУКТОРОВ

ВАЛЫ РЕДУКТОРОВ

Ступенчатая форма вала позволяет свободно передвигать каждую деталь вдоль вала до ее посадочного места и просто фиксировать ее на этом посадочном месте в осевом направлении. Диаметры посадочных мест назначают согласно ГОСТ 6636—69 на нормальные линейные размеры (табл. 7). В индивидуальном и мелкосерийном производстве заготовкой для вала обычно служит круглый прокат или цилиндрическая поковка. В этих случаях следует избегать значительных различий в диаметрах ступеней, так как они приводят к обращению в стружку большого количества металла в процессе обточки. Скругленный галтельный переход (рис. 4, табл. 8) при небольшой высоте уступа не вызывает значительных местных напряжений. Поэтому такой переход особенно желателен в местах, где запасы прочности невелики. Если для ступени меньшего диаметра предусмотрено шлифование, то, чтобы получить скругленную галтель, необходимо предварительно скруглить заправкой кромку шлифовального круга. Ширина плоской части перехода должна хорошо обеспечивать относительное положение деталей. В зависимости от осевой силы, которой нагружен уступ, и or диаметра достаточно Таблица 7. Нормальные линейные размеры, мм (из ГОСТ 6039—60 (CT СЭВ 514-77)) Дополнительные размеры допускается применять и отдельных, технически обоснованных, случаях. Рис. 4. Гал тельный переход (размеры по табл. rf) номинального значения этой ширины от 1,5 до 2,5 мм. Для сопряжения, показанного на рис. 4, а, При сопряжении, показанном на рис. 4, б, Переход с канавкой, необходимой для свободного выхода шлифовального круга, выполняется по рис. 5, табл. 9. Таблица 8. Размеры, мм, галтельных переход on в неподвижных сопряжениях по рис. 4 Примечание. Предельное отклонение размера с, можно назначать 4-0,5 мм, а предельное отклонение радиуса г, —0,5 mn. Такие переходы уместны, если имеются достаточные запасы прочности, поскольку канавка создает несколько более высокие местные напряжения, чем гал-тельный переход. Если шлифованию подлежит только цилиндрическая поверхность, то нужна Таблица 9. Размеры, мм. ьанавом для выхода шлифовального круга по рис. 5 (из ГОСТ8820—69) канавка, изображенная на рис. 5, а или 5, б, а если также и торец уступа, то — на рис. 5, в. Уступ (заплечик) вала, примыкающий к кольцу подшипника качения (рис. 6), должен быть выполнен так, чтобы фаска кольца подшипника свободно размещалась внутри галтелыюго перехода вала. Координата г фаски кольца указывается в каталоге для каждого подшипника (табл. 27...39), а размеры пе ис. 5. Канавки для выхода круга (размеры но табл. 9) Таблица 10. Размеры, мм, галтельных переходов у посадочных мест подшипников качения по рис. в Таблица //. Минимальная свободная ширина, мм. кольца подшипника качения по рис. $ Рис. 6. Усту п вала у подшипника качения (размеры по табл. 10, II) рехода на валу приведены в табл. 10. Вместо галтели на валу, показанной - на рис. 4, часто делают канавку по рис. ра, потому что выполнить ее проще, 5, б шириной, на 1...2 мм большей раз- чем галтель малого радиуса, мера г фаски. Такая канавка особенно Высота h уступа должна обеспечи- оправдана на валах небольшого диамет- вать правильное положение нодшипни- Рис. 7. Концы валов (размеры по таб.:. 12...15) Таблица 12. Размеры, мм. концов валов цилиндрических по рис. 7 (из ГОСТ 12080 —66) Таблица 13. Данные крепления упорной шайбы по рис. 7 4. мм Диаметр болта Количество болтов ка па валу, причем назначать эту высоту значительно больше номинальной, указанной в табл. 10, не следует, потому что ширину i свободной части торце- вой поверхности кольца желательно оставлять достаточной, чтобы при демонтаже кольцо можно было захватить лапами съемника. Минимальные значения /приведены в табл. 11. Такую же свободную ширину желательно оставлять, когда торец кольца опирается не на уступ вала, а на дистанционную втулку. Так же следует назначать высоту уступа, примыкающего к кольцу подшипника, когда уступ выполняется с канавкой. Присоединительные концы (хвостовики) валов проще всего выполнять цилиндрическими (рис. 7,\а, б, табл. 12). Чтобы Таблица Н. Размеры, мм, концов валов конических по рис. 7 (из ГОСТ 12081—72) Примечания: I. Пример условною обозначения пружинного упорного плоского наруж* кого концентрического кольца исполнения I класса точности А с условным диаметром 30 мм из стали 65Г без покрытия: кольцо АЗОГОСТ 13940 86 2. То же исполнения 2 класса точности В из стали ООС2Л: кольцо 2В30.60С2А ГОСГ 13940-86 Примечания: 1. Предусматриваются классы точности колеи А, В, С. 2. Пример условного обозначения пружинного упорного плоского внутреннего кольца исполнения I класса точности А с условным диаметром НЮ мм из стали 65Г без покрытия: кольцо Л100 ГОСТ 13941—86. 3. То же. исполнения 2 класса точности В из стали 60С2А: колы;о2В100.60С2А ГОСТ 13941—«>. Примечания: I. Классы точности гаек: Л и В. 2. Пример условного сбознгчения гайки класса А. А =— мм. с шагом резьбы 1,5 мм, нолем допуска ОН из стали 35 без покрытия: гайка АМ48 X 1.5. 6Н. 05 ГОСТ 11871-88. надежно предохранить деталь, насаженную на такой хвостовик, от смещения вдоль него, можно, не полагаясь на натяг и трение в сопряжении, при- 101 16/ ГД) Примечания:!. Пример условного обозначения стопор ной многолапчатой шайбы для круглой шлицевой гайки с диаметром резьбы 64 мм, с толщиной, установленной в стандарте, из стали марки 08КП с покрытием химическим окисным пропитанным маслом: шайба 64.01.08КП.05 ГОСТ 11872—80. 2. То же, из стали марки 15 с цинковым покрытием толщиной 9 мкк хроматнрованным: шайба 64.03.019 ГОСТ 11872—80. Таблица 20. Размеры, мм, проточек нормальных для метрической резьбы (из ГОСТ 10549—80) крепить к торцу вала специальную упорную шайбу (рис. 7, в, табл. 13). Такими шайбами снабжают тихоходные валы некоторых серийных редукторов. Конический конец вала (рис. 7, г, табл. 14, 15) технологически сложнее цилиндрического, но весьма перспективен по причине высокой нагрузочной способности затянутого конического соединения. Такой хвостовик заканчивается цилиндрической частью с крепежной резьбой. Затянув гайку, создают осевое усилие, необходимое для плотности сопряжения. Для стопорения резьбы применяют шайбу стопорную с itockom по ГОСТ 13465—77 (см. рис. 32). Фиксация деталей на валах в осевом направлении осуществляется различными способами. Дли этого применяют ступенчатые переходы, дистанционные втулки, торцевые упорные шайбы, подобные показанной на рис. 7, кольца пружинные (табл. 16, 17) и гайки круглые шлнцевые со стопорными шайбами (табл. 18, 19). Резьбу, нарезаемую на вапу под такие гайки, заканчивают проточкой (табл. 20). Посадки с натягом способны передавать трением некоторую осевую силу. Последнюю нетрудно найти расчетом. Если эта сила, допускаемая сопряжением, превышает осевую силу, действующую в зацеплении, то можно обойтись без крепления колес в осевом направлении. Однако в большинстве конструкций от такого крепления не отказываются. Следует также иметь в виду, что уступ па валу служит не только для передачи силы, но точно задает положение детали, которая опирается на этот уступ.