Анаморфоз. Построения вуали Альберти.

Анаморфоз. Построения вуали Альберти.

Из построения вуали Альберти ясно, что перспективное изображение не будет выглядеть абсолютно правильным, если смотреть на него не с точки обзора, использованной художником. Опыт, однако, показывает, что искажение незаметно, за исключением крайних положений точек обзора. Вслед за мастерством перспективы итальянских художников развился интересный вариант, в котором картина выглядит правильно только с одной, крайней, точки обзора. Первый известный пример этого стиля, известного как анаморфоза, недатированный рисунок Леонардо да Винчи из Атлантического кодекса (составленного между 1483 и 1518 годом). 

Показывает часть этого рисунка, лицо ребенка, которое выглядит правильным, если рассматривать его глазом, находящимся вблизи правого края страницы. Рисунок лица Леонардо Около 1530 года идею восприняли немецкие художники. Самый известный пример встречается в картине Хольбейна Два посла (1533). Таинственная полоска через нижнюю часть картины становится черепом, если смотреть из точки вблизи края картины. Отличную оценку этой картины и историю анаморфозы, см. Балтрушайтис (1977) и Райт (1983), стр. 146 156. Искусство анаморфозы достигло самой совершенной технической формы во Франции в начале семнадцатого века. По-видимому, не случайно, что это также было время и место рождения щюективной геометрии. Действительно, ключевые фигуры в этих двух областях, Нисерон и Дезарг, были хорошо осведомлены о работе друг Друга. Нисерон (1613-1646) был студентом Мерсенна и, как и он, монахом ордена миноритов. Он выполнил несколько необычных анаморфических стенных изображений, длиной до метров, а также объяснил теорию в La perspective curieuse (Любопытной перспективе) [Нисерон (1638)[. Рисунок 8.7 это его иллюстрация анаморфозы стула [из книги Балтрушайтиса (1977), C.44J.

Анаморфоза, если смотреть обычным образом, показывает стул как нечто ранее не виданное, и все же с соответствующей крайней точки видишь обычный стул в перспективе. Стул Нисерона Этот пример выявляет важный математический факт: пкрспек-тивный вид перспективного вида вообще не является перспективным видом. Повторение перспективных видов дает то, что мы сейчас называем проективным видом, и стул Нисерона показывает, что проективность более широкое понятие, чем перспективность. Следовательно, проективная геометрия, изучающая свойства, которые инварианты в условиях проекции, шире, чем теория перспективы. Сама перспектива развилась в математическую теорию, начертательную геометрию, лишь в конце восемнадцатого века.